Старообрядцы на территории Нижегородской епархии

С момента возникновения раскола пристанищем для раскольников стали обширные леса Низовской земли, и сам Нижний Новгород. Причину этого царь Алексей Михайлович видел в отсутствии здесь собственной архиерейской кафедры. Именно с целью противодействия расколу она и была учреждена здесь в 1672 г.
Первый митрополит Нижегородский и Алатырский Филарет (1672–1686 гг.), выступал на Соборе против Никиты Пустосвята и др. раскольников, во все продолжение управления епархией деятельно заботился об искоренении раскола, но поскольку не хватало ученого духовенства и сам Филарет был часто в отъезде в столице, раскол процветал. Павел I (1686–1696 гг.) также не преуспел в борьбе с расколом. Трифилий (Инихов) был восприемником Александру Строганову, а Строгановы симпатизировали старообрядчеству. Исаия (1699–1707 гг.) «привержен был к некоторым мнимодревним обычаям и обрядам» сам. Сильвестр (Волынский) (1708–1719 гг.) поставлен был на Нижегородскую кафедру «с условием печься об искоренении раскола, но старался более о построении церквей». В общем, до Питирима обстановка в Нижегородской епархии была для старообрядцев благоприятна. По фольклору – «надежное и уютное прибежище». Керженец – «столица» старообрядчества, сюда писали не только из Москвы, Поморья и Сибири, но и из-за границы. Здесь собирались соборы Керженских старцев, имевшие авторитет для всех старообрядцев. При Питириме (1719–1738 гг.) обращено 26 000 раскольников, но это годы репрессий против старообрядцев как идеологов «старины»: у Питирима было право казнить и лишать имущества крамольников .
Для обращенных из раскола Питирим учредил монастыри – мужской Кержебельмяшский и женские Бельмяшский (1708 г.) и Рождественский на р. Санахте (еще будучи сам официально строителем Переяславского Никольского монастыря, на деле – агентом Петра I по розыску против раскола). В 1716 г. был обмен вопросами о Православной вере с Керженскими старцами: Питирим направил им 130 вопросов, старообрядцы – 240 вопросов в ответ.
В 1719 г. в с. Пафнутово Балахнинского уезда было его собеседование с раскольниками, где он официально победил. Возил старца Варсонофия и диакона Александра в Москву представлять царю как обращенных. Труд Питирима «Пращица противу вопросов раскольнических» в 1721 г. был разослан по всем епархиям.
Официально при Питириме из 367 790 жителей Нижегородской епархии раскольников насчитывалось только 7269 человек, из 94 раскольничьих скитов осталось только 2 – в Оленеве и в Шарпане. Но после смерти Питирима ставленники его – приходские священники – не имели возможности указывать в отчетах старообрядцев, т.к. жить в селах им было бы невозможно. Большинство священников своим прихожанам сами сочувствовали, и писали, что те все ходят в церковь.
При Екатерине II законодательство Петра I в отношении старообрядцев было пересмотрено (что видно из выписок постановлений о раскольниках).
Вениамин II (Краснопевков), архиепископ Нижегородский и Арзамасский (1798–1811 гг.) позволил старообрядцам совершать богослужение в Духовской церкви (1798 г.), бывшей монастырской. А в 1801 г. старообрядцам велено иметь церковь и особых священников, рукоположенных Вениамином, и отправлять богослужение по старопечатным книгам. (Предпринимались попытки обращения старообрядцев в единоверие).
При Николае I политика в отношении старообрядцев ужесточилась. Афанасий (Протопопов), епископ Нижегородский и Арзамасский (1827–1832 гг.) обратил несколько тысяч раскольников в Православие.
По данным Нижегородского архива, после закона о свободе совести от 17 октября 1906 г. число старообрядцев резко возросло. В 1910 г. насчитывалось 57632 тыс. душ. (Белокриницкого священства – 17763 души; приемлющих священство от Господствующей церкви – 6 526 душ; Спасова согласия – 15 188 душ; поморцев – 13 611 душ; беспоповцев-самокрестов – 4 519 душ; молокан – 606 душ; штупристов – 147 душ; пашковцев – 16 душ; бытийных самокрестов – 35 душ).
Официально зарегистрированы в 1910 г. были 85 общин (25 общин Белокриницкого священства, 26 – Спасова согласия; 22 – поморско-брачного согласия; 6 – беспоповцев-самокрестов и 3 общины – приемлющих священство от Господствующей церкви).
По сведениям, данным полицмейстером г. Н. Новгорода, в 1909 г. в г. Н. Новгороде было три старообрядческие общины:
1. Поморского законно-брачного согласия , имевшая молитвенный дом на Телячьей улице в доме Шульпина, быв. Хвальковского. 139 человек. Настоятель – П. С. Шульпин.
2. Белокриницкого священства , имевшая два молитвенного дома: на Ильинке в доме Сироткина и в доме Карповой в фабричной слободе (домовая). В первом доме проживал старообрядческий епископ Иннокентий, в ведение которого входили Нижегородская и Костромская губернии с 55 священниками и 25 общинами. 112 человек в общине. Настоятель – Г. А. Спирин.
3. Никольская приемлющая священство , переходящее от Господствующей церкви. Имела кладбище, т.н. «Бугровское» за монастырем, близ Марьиной рощи, и на нем 2 храма, кроме этого при доме Бугрова на Нижнем Базаре у Н.А. Бугрова – домовая моленная. 51 человек. Настоятель – Ф. А. Петрин.
Всего церквей и моленных домов – шесть и одно кладбище с общежитием.
В доме Сироткина на Ильинке ежегодно бывали съезды (в августе месяце):
1. Епархиальный старообрядческий, собираемый по распоряжению епископа для обсуждения экономических и просветительско-религиозных вопросов;
2. Всероссийский, преимущественно из уполномоченных общин, на котором обсуждались экономические вопросы всех старообрядцев. (ЦАНО, Ф. 5. оп. 50, д. 10644, л. 56-57).
В 1910 г. – «по примеру прошлых лет» – проводились противораскольнические собеседования в одном из храмов Благовещенского монастыря с 1 по 22 августа, в дни Ярмарки, на которую традиционно прибывало множество старообрядцев (ЦАНО, Ф. 1025, оп. 2271, д. 1, л. 214-214 об.).
Противораскольнические собеседования проводили священники г. Н. Новгорода по особо составленному расписанию. Но были и штатные епархиальные и уездные противораскольнические миссионеры: Г.И. Великанов, В. Костров, П. Г. Савельев (уездный).
В 1916 г. общин старообрядцев стало 97. Старообрядцы имели 121 молитвенное здание, 1 монастырь белокриницкого священства (из 4-х иноков и 4-х послушников) и при Нижегородской Никольской общине – общежитие монахинь. Общине принадлежали богадельни (Белокриницкой и приемлющих священство) и 5 школ. С 1905 г. старообрядцы имели право обучать своих детей Закону Божию у начетчиков своего толка.

Список старообрядческих общин Нижегородской губернии на 1916 г.
I. Ардатовский уезд – 2 общины:
Обе – с. Личадеево, «Спасова согласия»

II. Арзамасский уезд – 6 общин:
- с. Чернуха – «Белокриницкой иерархии» – 2 общины
- с. Собакино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Тумановов – «Спасова согласия»
- с. Ковакса – «Белокриницкой иерархии»
- с. Костянка – «Спасова согласия»

III. Балахнинский уезд – 9 общин:
- д. Остапово – «Белокриницкой иерархии»
- с. Сормово – «Белокриницкой иерархии»
- с. Городец – приемлющие священство от Господствующей церкви переходящее
- д. Кузьмина – «Белокриницкой иерархии»
- с. Гнилицы – «Беспоповцев самокрестов»
- с. Городец – «Белокриницкой иерархии»
- д. Климстино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Сормово – «Приемлющих священство, переходящее от Господствующей церкви»
- с. Сормово – «Поморского брачного согласия»

IV. Васильский уезд – 10 общин:
- д. Огнево-Майдан – «Белокриницкой иерархии»
- с. Спасское Майдан – «Белокриницкой иерархии»
- с. Спасское Майдан – «Поморского согласия»
- с. Елховка – «Белокриницкой иерархии»
- с. Новый Усад – 2 общины «Поморского брачного согласия»
- с. Антоново – «Поморского брачного согласия»
- д. Турбанка – «Поморского согласия»
- д. Огнево-Майдан – «Поморского брачного согласия»
- с. Белавка – «Спасова согласия»
- с. Чугуново – «Спасова согласия»
Ф. 61, оп. 316, д. 1006, лл. 15 – 18.

V. Горбатовский уезд – 17 общин:
- с. Ворсма – «Спасова согласия»
- г. Горбатов и его окрестности – «Белокриницкой иерархии»
- д. Б. Чубалово – «Спасова согласия»
- д. М. Чубалово – «Спасова согласия»
- д. Богданова – «Спасова согласия»
- д. Венец – «Спасова согласия»
- д. Натальино – «Спасова согласия»
- с. Мартово – «Белокриницкой иерархии»
- д. Окулово – «Поморского брачного согласия»
- д. Степурино – «Спасова согласия»
- с. Бочиха – «Белокриницкой иерархии»
- с. Хвощевка – «Спасова согласия»
- д. Шишова – «Спасова согласия»
- д. Масленка – «Спасова согласия»
- д. Рыльково – «Спасова согласия»
- д. Панино – «Спасова согласия»
- с. Озерищи – «Спасова согласия»

VI. Княгининский уезд – 10 общин:
- с. Картмазовка – «Поморского брачного согласия»
- с. Бокалды – «Поморского брачного согласия»
- с. Конышево – «Спасова согласия»
- с. Богохранимое – «Поморского брачного согласия»
- с. Б. Мурашкино – «Белокриницкой иерархии»
- д. Коноплянка – «Безпоповцев самокрестов»
- с. Ичалки – «Спасова согласия»
- с. Рождествено – «Поморского брачного согласия»
- д. Княж-Павлово – «Поморского законно-брачного согласия»
- с. Кремницкое – «Самокрещенского брачного согласия»

VII. Лукояновский уезд – 12 общин:
- с. Б. Маресево – «Белокриницкой иерархии»
- д. Языковка – «Спасова согласия»
- с. Кемля – «Спасова согласия»
- д. Ташкина – «Спасова согласия»
- с. М. Силино – «Спасова согласия»
- с. Байково – «Поморского брачного согласия»
- с. Средние Пичингуши – «Спасова согласия»
- с. Акаево – «Поморского брачного согласия»
- с. Оброчное – «Спасова согласия»
- с. М. Силино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Качкурово – «Спасова согласия»
- с. Саитовка – «Спасова согласия»

VIII. Макарьевский уезд – 8 общин:
- д. Будилиха – «Белокриницкой иерархии»
- д. Борок – «Поморского брачного согласия»
- д. Красный Яр – «Белокриницкой иерархии»
- д. Ачутино – «Поморского брачного согласия»
- с. Разнежье – «Белокриницкой иерархии»
- д. Кременки – «Поморского брачного согласия»
- с. Асташиха – «Белокриницкой иерархии»
- с. Великомское – «Поморского брачного согласия»

IХ. Нижегородский уезд – 17 общин:
- с. Сохтанка – «Спасова согласия»
- д. Шерменево – «Спасова согласия»
- д. Каменки – «Спасова согласия»
- д. Гари – «Поморского брачного согласия»
- д. Гремячка – «Спасова согласия»
- с. Спирина – «Белокриницкой иерархии»
- с. Калейниково – «Самокресты»
- с. Безввозное – «Белокриницкой иерархии»
- с. Новоликеево – «Спасова согласия»
- д. Михальчиково – «Поморского брачного согласия»
- с. Мокрое – «Поморского брачного согласия»
- д. Водолейка – «Поморцы-самокресты»
- д. Мокрая – «Спасова согласия»
- д. Ельня – «Поморского брачного согласия»
- д. Цедень – «Белокриницкой иерархии»
- д. Утечина – «Поморского брачного согласия»
- д. Чачлово – «Поморского брачного согласия»

Х. Семеновский уезд – 8 общин:
- д. Елесино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Кошелево – «Белокриницкой иерархии»
- д. Кондратьево – «Белокриницкой иерархии»
- д. Якимиха – «Белокриницкой иерархии»
- д. Наумово – «Поморского брачного согласия»
- г. Семенов – «Приемлющих священство»
- д. Понаво – «Белокриницкой иерархии»
- д. Быстрья – «Белокриницкой иерархии»

ХII. Сергачский уезд – 5 общин:
- д. Мокрый Майдан – «Спасова согласия»
- с. Толбы – «Безпоповцы»
- с. М. Ключево – «Безпоповцы»
- с. Смирново – «Спасова согласия»
- д. Шерстино – «Спасова согласия»

В 1918 г. «по материальной необеспеченности» миссионеры «в самую трудную для церкви минуту поступили на приходы».
В 1922 г. был создан Старообрядческий союз.
В 1929 г. в Н. Новгороде было 6 старообрядческих церквей и 2 молельни:
1. В 1925 г. бывшая часовня Мало-Пицкого монастыря была передана Никольской общине старообрядцев, и на углу улиц Грибоедова и Полевой появилась старообрядческая церковь (в 1929 г. «по просьбе трудящихся» она тоже была закрыта).
2. Успенская старообрядческая церковь (1923–1935 гг.).
3. Бугровский скит на кладбище (был закрыт в 1930 г., Вознесенская церковь была отдана под туберкулезную колонию).
4. Церковь б. Сироткина на Жуковской улице.
5. Молитвенный дом на Гоголевской улице Куйбышевского района (закрыт в1938 г.).
6. Молитвенный дом в Автозаводском районе (ликвидирован в 1938).
В 1935 г. на 125 старообрядческих обществ и 47 групп края было 65 молитвенных зданий.
По данным ЦАНО, в 1937–38 гг. были арестованы и расстреляны 60 человек священно- и церковнослужителей – старообрядцев, из 99 человек – служителей культа, зарегистрированных в 1935 г.
Первая старообрядческая церковь открыта после войны в 1948 г. в д. Большое Непряхино Уренского района белокриницкой иерархии.
В 1989 г. было зарегистрировано 6 религиозных объединений старообрядцев (3 – белокриницкой иерархии, 1 – беглопоповской, 2 – беспоповской). В 1990 г. числилось 8 старообрядческих общин.

Материал подготовлен
главным библиотекарем по краеведческой работе
А.А. Медведевой

1 слайд

Старообрядчество в Нижегородском крае. Нестеров Михаил Васильевич «Великий постриг».

2 слайд

Нижегородский край с самого начала раскола русского православия являлся одним из важнейших центров русского старообрядчества. В подтверждение этого приведем несколько фактов: Выдающиеся идеологи "противоборствующих сторон" - патриарх Никон, протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, Сергий Нижегородец, Александр Диакон, - родились в Нижегородском крае. Самый первый старообрядческий скит был основан именно в нижегородских пределах на реке Керженец - скит Смольяны (1656 г.).

3 слайд

3. По числу старообрядцев край занимал и занимает ведущее место в России. 4. В Нижегородской губернии в XVIII – XIX веках находились духовные и организационные центры шести из пятнадцати крупнейших согласий (направлений) старообрядчества.

4 слайд

Идеологи противоборствующих сторон ПАТРИАРХ НИКОН ПРОТОПОП АВВАКУМ ЕПИСКОП ПАВЕЛ КОЛОМЕНСКИЙ

5 слайд

Сторонники старой веры подвергались преследованиям со стороны правительства. Они должны были либо отказаться от неё, либо покидать насиженные места. И староверы уходили на север, в нижегородские леса, на Урал и Сибирь, оседали на Алтае и Дальнем Востоке. В густых лесах в бассейнах рек Керженец и Ветлуга, к концу XVII века существовало уже около сотни старообрядческих монастырей - мужских и женских. Их называли скитами. Наиболее известными были: Оленевский, Комаровский, Шарпанский, Смольяны, Матвеевский, Чернушинский.

6 слайд

7 слайд

При Петре I вновь возобновляется преследование старообрядчества. Когда, в исходе первого десятилетия XVIII века, император обратил особое внимание на нижегородских раскольников, он избрал исполнителем своих намерений Питирима. Питирим - епископ нижегородский (около 1665 - 1738). Питирим происходил из простого звания и был сначала раскольником; православие принял будучи уже в зрелом возрасте Деятельность Питирима была первоначально чисто миссионерская; для обращения раскольников в православие он употреблял исключительно средства увещания. Результатом такой деятельности Питирима явились его ответы на 240 раскольничьих вопросов. Однако, видя неуспех своей миссионерской деятельности, Питирим мало-помалу перешел к принуждению и преследованиям. Был казнён знаменитый старообрядческий диакон Александр, разорялись скиты, упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, а мирян наказывали кнутом и отправляли в каторжную работу. В результате староверы бежали на Урал, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места.

8 слайд

9 слайд

Старообрядцы нижегородского края Старообрядецы федосеевского согласия (с.Тонково)

10 слайд

Белокриницкое (австрийское)согласие. Окружники:наиболее значительными особенностями данного направления старообрядчества были: наличие духовенства и епископа, бурная общественно-церковная жизнь в виде организации старообрядческих союзов, братств, съездов, издательской деятельности, активизации миссионерской деятельности среди никонианцев. Отличием неокружников является, в первую очередь, в отрицании всяческих компромиссов с государственной властью и,являвшейся ее частью, - никонианством: неподчинение правительству, ограничение общения с никонианцами, соблюдение «Домостроя»

11 слайд

Беспоповцы не имеют своего епископского чина, духовенство было очень малочисленно и не пользовалось, ввиду своего происхождения из никонианской церкви, особым авторитетом. Всеми делами в согласии заправляли представители церковной общественности: попечители, уставщики, авторитетные и грамотные старики. По этой причине живут самоуправляющимися общинами. Не строят церквей, все обряды совершают в молельном доме.

Нижегородский край с первых дней раскола стал одним из оплотов «древлего благочестия». Это не удивительно, если принять во внимание тот факт, что ключевые фигуры раскола -- инициатор церковных «новшеств» патриарх Никон и его яростный антагонист протопоп Аввакум -- оба были выходцами с нижегородской земли.

Оказавшись вне сферы влияния официальной православной церкви, приверженцы «старой веры» быстро распались на различные направления и течения («толки», как тогда говорили). Самое главное различие было между «поповским» и «беспоповским» толком. Различие заключалось в том, что первые признавали чин священства и монашества, вторые -- не признавали и в их общинах главными были не священники, и выборные лица из числа мирян. В свою очередь от этих толков отпочковались другие направления и секты. Что касается Нижегородского края, то нижегородские старообрядцы в большинстве своем принадлежали к «поповщине» и признавали священников и монахов. Именно об этих старообрядцах в основном и пойдет речь.

В конце 17 века, спасаясь от преследований, нижегородские раскольники уходили в глухие леса, за Волгу, где ставили свои скиты (объединение нескольких старообрядческих обителей-монастырей). Особенно много их поселилось на берегах реки Керженец .

С тех самых пор староверов в Нижегородском крае стали называть «кержаками», а слово «кержачить» стало означать «придерживаться старой веры». Жили кержаки по разному: относительно мирные времена сменялись на периоды жестоких репрессий. Особенно сильными преследования были в то время, когда епископом Нижегородским был назначен Питирим. При нем начался знаменитый «разгон» Керженца.

Старообрядцы нижегородского края

Нижегородский край с самого начала раскола русского православия являлся одним из важнейших центров русского старообрядчества. В подтверждение этого приведем несколько фактов: Выдающиеся идеологи "противоборствующих сторон" - патриарх Никон, протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, Сергий Нижегородец, Александр Диакон, - родились в Нижегородском крае. Самый первый старообрядческий скит был основан именно в нижегородских пределах на реке Керженец - скит Смольяны (1656 г.).

По числу старообрядцев край занимал и занимает ведущее место в России. В Нижегородской губернии в XVIII - XIX веках находились духовные и организационные центры шести из пятнадцати крупнейших согласий (направлений) старообрядчества.

Сторонники старой веры подвергались преследованиям со стороны правительства. Они должны были либо отказаться от неё, либо покидать насиженные места. И староверы уходили на север, в нижегородские леса, на Урал и Сибирь, оседали на Алтае и Дальнем Востоке. В густых лесах в бассейнах рек Керженец и Ветлуга, к концу XVII века существовало уже около сотни старообрядческих монастырей -- мужских и женских. Их называли скитами. Наиболее известными были: Оленевский, Комаровский, Шарпанский, Смольяны, Матвеевский, Чернушинский.

При Петре I вновь возобновляется преследование старообрядчества. Когда, в исходе первого десятилетия XVIII века, император обратил особое внимание на нижегородских раскольников, он избрал исполнителем своих намерений Питирима. Питирим - епископ нижегородский (около 1665 - 1738). Питирим происходил из простого звания и был сначала раскольником; православие принял будучи уже в зрелом возрасте Деятельность Питирима была первоначально чисто миссионерская; для обращения раскольников в православие он употреблял исключительно средства увещания. Результатом такой деятельности Питирима явились его ответы на 240 раскольничьих вопросов. Однако, видя неуспех своей миссионерской деятельности, Питирим мало-помалу перешел к принуждению и преследованиям. Был казнён знаменитый старообрядческий диакон Александр, разорялись скиты, упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, а мирян наказывали кнутом и отправляли в каторжную работу. В результате староверы бежали на Урал, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места .

В XVII веке на Руси появилось движение «боголюбцы, которые боролись за чистоту нравов и за верховную власть церкви в обществе. Среди них был будущий патриарх Никон и главный мыслитель старообрядчества Аввакум . Оба они были родом c нижегородской земли. К середине XVII века среди религиозных духовных вождей произошёл раскол. Никон, приблизившись к царю Алексею Михайловичу и став патриархом Руси, провёл реформу православной церкви. Часть православных, вдохновляемых протопопом Аввакумом, не приняла реформу и придерживалась старой веры и обрядов, за что подверглась гонениям. Прячась от преследований, старообрядцы уходили в заволжские глухие леса, где ставили свои скиты — уединённые поселения монастырского типа.

Григорово — родное село протопопа Аввакума. Фото:

По следам староверов

Программист Антон Афанасьев родился в Сухуми, в Нижегородскую область переехал, по его выражению, «в сознательном детстве». Но случилось так, что, прочитав в юности «В лесах» и «На горах» Мельникова-Печерского , всерьёз заинтересовался историей и этнографией старообрядческих районов. Антон ездит по области, ищет места бывших поселений, изучает историю и быт и рассказывает об этом в своём иллюстрированном блоге. Два его хобби — фотография и путешествия — пригодились для большого исследования. Это почти этнография, только любительская. И популярная — у его блога уже восемь тысяч подписчиков.

Антон Афанасьев — блогер-этнограф. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

«О жизни нижегородских старообрядческих скитов известно не так много, — говорит Афанасьев, — поэтому я решил изучить эти места и посмотреть, что сейчас происходит на землях староверов».

Впервые слово «скит» Афанасьев услышал, когда начал заниматься кладоискательством. Многие копатели любили бродить с металлоискателями в районе староверческих поселений, поэтому у Антона сразу сложилось впечатление, что это были богатые места.

«Найти остатки скитов довольно сложно, — рассказывает Афанасьев. — Местные жители часто и сами не знают, что живут рядом с бывшими скитами: ведь порой от них остаётся только ветхое кладбище. Нередко помогали в поисках местные пастухи: они оказывались одними из немногих, кто знал, где находились поселения старообрядцев».

На местах, где раньше существовали целые поселения, сейчас — пустыри с редкими разваливающимися постройками. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

За несколько сезонов блогер объездил практически все скиты и нашёл потомков местных староверов. Кто-то продолжает придерживаться веры предков, кто-то — давно забыл о принципах старообрядчества.

Антон сначала думал, что фотографировать староверов будет трудно: «На первый взгляд, они — люди довольно скрытные и не подпускают к себе чужих. Но нет. Они готовы общаться».

Памятники культуры постепенно приходят в запустение, даже оказавшись под охраной. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

Уцелевший скит

Афанасьеву удалось не просто фотографировать самих людей, но и заснять службу в единственном сохранившемся и действующем нижегородском ските — Малиновском. Он был построен в конце XIX века на деньги богатейшего купца-промышленника Николая Бугрова (того самого, кому принадлежал ночлежный дом в Нижнем Новгороде, известный как прототип ночлежки из пьесы Горького «На дне»). В советский период в церкви скита устроили подсобные хозяйственные помещения. Сейчас почти все фрески полностью отреставрированы, поскольку c июля 1994 г. комплекс Малиновского скита взят на государственную охрану как памятник истории и культуры областного значения.

Церковный хор Малиновского скита. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

В городе Антон редко заходит в церковь, а в Малиновском скиту появилось желание посмотреть службу. Зная, что староверы, как правило, не допускают никого, кроме единоверцев, дальше притвора, фотограф стоял там и смотрел, как начинается служба.

Идёт богослужение. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

«Меня увидела одна женщина из церковной лавки, — рассказывает Антон. — Она оказалась женой батюшки Александра , проводившего службу. Предложила мне войти, написать записку о здравии и даже поснимать интерьеры и саму службу, на что я вообще не расcчитывал! Очевидно, сыграл свою роль мой интерес к происходящему. Меня после службы даже на обед пригласили».

Обед после службы. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

Свалка на кладбище

Ситуация с отреставрированным Малиновским скитом скорее исключительная: на месте большинства из старообрядческих скитов высятся одни кресты. Только они и напоминают о том, что когда-то здесь было не только кладбище, но и богатое поселение.

Крестов старообрядцев много, а самих староверов почти не осталось. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

«Местные жители практически не помнят о староверах, — рассказывает Афанасьев. — Как мне сказали в одной из деревень, уже в конце 70-х годов прошлого века не было людей, которые могли бы толком рассказать приезжему о скитах и показать их».

В деревне Шарпан Афанасьев искал могилу старообрядского отца Никандрия , которую обнаружил на местном кладбище. А вот на месте полуземлянки старца Антон был неприятно поражён импровизированной свалкой, которая окончательно похоронила под собой старые брёвна обители, вкопанные в землю. И это несмотря на то, что это место официально находится под охраной государства (документ о принятии на госохрану № 219 — прим. автора).

В Шарпане староверов практически не осталось. Например, у бывшей учительницы Нины Александровны все предки были старообрядцами, но она себя к ним уже не относит. Хотя по-прежнему хранит дома старообрядческие иконы.

«Убьют за икону»

«Бабушка эта рассказывала, что одиноких старушек обманывают скупщики, — рассказывает Афанасьев. — Приезжают из города люди и в добровольно-принудительном порядке обменивают старинные иконы на новоделы. Спрашиваю, мол, зачем соглашаетесь. Отвечает, боимся, мол: придут ночью, ограбят или убьют за эти иконы-то. Понятно, что на этих бабушкиных иконах грубо наживаются. Забирают не только иконы, но и сохранившуюся церковную утварь. Ко мне старушки тоже сначала присматривались с подозрением: не старьёвщик ли?»

Потомок старообрядцев Нина Александровна боится скупщиков икон. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

Церкви староверов большей частью разрушаются от времени и варварского отношения окружающих. Например, в бывшей старообрядческой общине Будилихе церковь уже находится в аварийном состоянии: доски растаскиваются на заборы, а купол давно валяется на земле.

Разрушенная церковь в Будилихе. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

Такая же ситуация в старинном селе Мартынове: церковь разрушена и находится в ужасающем состоянии. Пройдёт немного времени, и от неё останется только груда старых досок и брёвен. Если и их не растащат.

«Говорят, что восстанавливать эти церкви не на что и не для кого, — качает головой Афанасьев, — мол, старообрядцев тут с каждым годом становится всё меньше — молодые все или в православии, или вообще не верующие».

Церковная луковка валяется на земле. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

Церковь — на кирпичи

Антон Афанасьев не только с большим вниманием изучает исторические места, но и живо интересуется людьми, живущими в заброшенных, глухих уголках области. Здесь он находит сюжеты для своих фотографий.

Антон рассказывает о знакомстве с бородатым кочегаром Сергеем и его напарником, показывает фотографии. Кочегары отапливают местную школу, которая находится в бывшей дворянской усадьбе Бердникова . Чтобы протопить школу и учительский дом, они должны каждый день натаскать и сжечь 12 тачек угля. Сергей поведал Афанасьеву, что во дворе этой бывшей усадьбы стояли раньше две мраморные стелы — самого Бердникова и его жены.

Кочегар Сергей — житель северных районов Нижегородской области. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

«Так вот, по словам Сергея, в начале 90-х обе стелы куда-то «увели», — рассказывает Афанасьев. — И тут прошёл слух, что сын этого самого Бердникова, серьёзный бизнесмен из Франции, намерен посетить родные места! И даже подумывает о совместном предприятии на родине отца: восстанавливать хотел местную фабрику. Сергей сказал, мол, они перепугались, всем селом искали эти стелы: неудобно же перед зарубежным гостем. И ведь нашли! Лежали у кого-то на заднем дворе».

На севере области живут бедно — до сохранения культурного наследия людям дела нет. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

Стелы вернули на прежнее место. Только восстанавливать уже нечего было: стены фабрики уже давно разобрали, местную церковь тоже.

Антон рассказывает, как в области, вдали от более-менее крупных городов, всюду видны признаки запустения: кругом разруха, работы почти нет. Всё, что можно, растащили на кирпичи.

Молодёжь уезжает, старики остаются. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

Возвращаясь к разговору о скитах, Афанасьев вздыхает: «Конечно, я не этнограф, хотя и получаю сейчас второе — историческое — образование. Я просто фотографирую, что вижу, и стараюсь описать то, что ещё сохранилось. Я понимаю: многое для разрушения староверческих поселений делает время. Но если бы за ними был должный уход, наверняка многое удалось бы сохранить для потомков. И, может быть, ещё не совсем поздно?»

Нижегородский раскол

Памятник патриарху Никону в г.Саранске.Хотя родился он в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода (в настоящее время - Перевозский район Нижегородской области). То есть памятник ему поставили все-таки по этнической принадлежности,а не по месту рождения.

Никон (в миру Никита Минов), родился 3 июня 1605 года в селе Вельдеманово (ныне Перевозский район Нижегородской области). Патриарх, политический и церковный деятель.

Уже в 19 лет стал священником в соседнем селе. Женился, но после смерти всех своих детей, их было трое, окончательно ушел из мира. С 1635 года нашел успокоение в стенах Соловецкого монастыря, где принял постриг. В 1643 году становится иугеменем Кожеозерской обители.

В 1646 году Никон был представлен царю Алексею Михайловичу, и снискал его благосклонное внимание. После этого был поставлен архимандритом московского Новоспасского монастыря. Пользуясь неограниченным доверием государя, нашел максимальные возможности для воплощения своих идей, как религиозных, так и политических.В 1648 году став митрополитом Новгородским, способствовал подавлению бунта в 1652 году. В том же году был избран новым всероссийским святителем.

С весны 1653 года патриарх Никон преступил к реформам, его жестокая и непримеримая позиция привела к расколу церкви, а затем к противостоянию с царем.

Никон объявил о том,что оставляет патриаршество и в 1658 году удалилися в Новый Иерусалим. В 1664 году Никон предпринимает попытку вернутся в Москву, но его отправляют обртано.

Собор 1667-1668 годов подтвердил никоновские реформы, в то же время снял с Никона патриарший сан. Никон был сослан под надзор в Ферапонтов монастрь, затем переведен в Кирилло-Белозерский.

Вернутся в Москву разрешено было бывшему патриарху лишь в 1681 году, при новом царе Федоре Алексеевиче, так же велись разговоры и о восстановлении сана.

Скончавшийся по пути в Москву в Ярославле 17 (27) июля 1681, Никон был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.

Памятник старообрядческому священномученику протопопу Аввакуму, открытый 5 июня 1991 г. на его родине в селе Григорово Большемурашкинского района Нижегородской области. 30 июля 2009 года. (Фот. Борисова Л. К.)

Аввакум, протопоп (1605 - 1681) - знаменитый вероучитель русского раскола XVII в., участвовал в исправлении церковных книг, предпринятом при Алексее Михайловиче патриархом Иосифом. Однако, когда преемник Иосифа, Никон, признав все предыдущие исправления ошибочными, предпринял исправление православных богослужебных книг по греческим оригиналам, Аввакум объявил себя непримиримым врагом всяких новшеств и стал во главе раскола.

В своих сочинениях Аввакум рассматривает никонианские новшества как осквернение церкви, предсказывает близкое пришествие антихриста, проповедует бегство из мира и самосожжение. Аввакум подвергся жестоким гонениям, ссылке, заточению, пыткам и, наконец, был расстрижен, проклят церковным собором и сожжен на костре.