Вам понадобится

  • - заявление о государственной регистрации заверенное нотариусом (форма PH001);
  • - устав в 3-х экземплярах;
  • - протокол о создании или решение (если один учредитель) в 2-х экземплярах;
  • - документ об уплате госпошлины;
  • - сведения об учредителях;
  • - информация о юридическом адресе и контактных телефонах (например гарантийное письмо от собственника или копия договора аренды);
  • - выписка из ЕГРЮЛ (если одним из учредителей является юридическое лицо).

Инструкция

Учредительным документом автономной организации является устав, утверждаемый общим собранием учредителей. Устав такой организации должен содержать в себе следующие сведения: наименование, место нахождения, цели деятельности, информация о филиалах и представительствах, источник формирования имущества, порядок деятельности и иные значимые положения.

Стоит отнестись с особой внимательностью к выбору наименования, поскольку вам могут отказать в регистрации на основании того, что уже существует автономная некоммерческая организация с аналогичным названием.

Если в организации несколько учредителей, во избежание возможных разногласий между ними в процессе осуществления деятельности следует заключить учредительный договор. В договоре указываются сведения о порядке контроля над деятельностью, о полномочиях конкретных учредителей, описывается процедура выхода участника из организации и т.д.

Помимо устава и учредительного договора, для регистрации автономной потребуется уплатить госпошлину, подготовить заявление о регистрации, решение (либо протокол) о создании и утверждении учредительных документов, а также о назначении управляющих органов, сведения об учредителях, информацию о юридическом адресе и контактных телефонах. Если или одним из учредителей является юридическое лицо, кроме указанного предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.

Пакет документов на регистрацию подается заявителем в территориальный орган Министерства юстиции РФ в течение трех месяцев с момента принятия решения о создании автономной некоммерческой организации.

В течение двух недель будет принято решение о регистрации. Далее необходимые документы будут направлены в налоговую инспекцию.

В пятидневный срок будет внесена запись в ЕГРЮЛ, а в течение трех дней после внесения записи вы получите свидетельство о государственной регистрации автономной некоммерческой организации.

Источники:

  • Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Совет 2: Как зарегистрировать некоммерческую организацию

В соответствии с Указом Президента PФ № 1313, регистрацию некоммерческих организаций (HКО) в Российской Федерации осуществляет Министерство юстиции PФ или его территориальный орган (Минюст Pоссии). Порядок регистрации HКО устанавливается Федеральным законом «O гос. регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» с особенностями, которые предусмотрены Федеральным законом «O некоммерческих организациях».

Инструкция

Обратиться в Mинюст о регистрации HKО следует в течение 3 месяцев после того, как принято решение о создании НКО. Круг лиц, которые могут выступать в роли заявителей, определён статьёй 9 ФЗ «О гос. регистрации лиц и индивидуальных предпринимателей».

Для регистрации HКО вам потребуется представить следующие документы:

Заявление в установленной форме;

3 экземпляра учредительных (подлинники);

Решение о создании НКО и об утверждении учредительных документов (2 экземпляра);

Сведения об учредителях (2 экземпляра);

Квитанцию об оплате госпошлины;

Сведения о месте нахождения, постоянно действующего органа , по которому связь.

Если нет оснований в регистрации, Минюст в течение 10 рабочих дней (двух полных недель) со дня, когда документы получены от заявителя, принимает решение о регистрации некоммерческой организации и направляет в налоговые органы сведения и документы, необходимые для того, чтобы налоговые органы внесли, соответствующую запись в Единый гос. реестр юридических лиц. Запись вносится в течение 5 рабочих дней со дня, как из юстиции получены документы и сведения. В течение следующего рабочего дня налоговый орган должен сообщить в Минюст о том, что запись в ЕГРЮЛ сделана. В течение трех рабочих дней после этого Минюст выдаёт заявителю свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации.

Видео по теме

Обратите внимание

Как зарегистрировать некоммерческую организацию. Многообразные организационно-правовые формы некоммерческих организаций и законодательные акты, которыми регулируется их создание и дальнейшая деятельность, создают трудности при регистрации. Без помощи профессиональных юристов разобраться в этом вопросе бывает сложно.

Полезный совет

Для того, что бы зарегистрировать НКО на юридический адрес, необходимо иметь либо право на его собственность, либо легитимность владения им со стороны собственника (свидетельство права собственности), а так же, Ваше к нему отношение (договор аренды и гарантийное письмо от собственника). В иных видах НКО избирается общее собрание членов либо коллегиальный высший орган управления. Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным.

Если вы хотите основать организацию, главной целью которой не будет получение прибыли, то подходящая регистрационная форма для нее - это АНО. Эта аббревиатура расшифровывается как «автономная некоммерческая организация». Но так же как и при регистрации коммерческих фирм, получение документов для основания АНО осложнено различными бюрократическими процедурами.

Вам понадобится

  • - паспорт;
  • - будущий адрес организации;
  • - деньги для уплаты пошлины.

Инструкция

Уточните, подходит ли вид деятельности, который вы выбрали для своей будущей организации, для регистрации компании как АНО. Автономной организацией может быть общество, которое занимается , образовательными услугами или культурной деятельностью. Основой финансирования организации должны быть добровольные взносы, но допустимо предоставление и платных услуг для поддержания деятельности общества.

Если ваша организация соответствует всем требованиям, соберите документы, необходимые для регистрации. Это должны быть копии паспортов учредителей, официальные документы о регистрации организации (если учредитель - юридическое лицо). Также необходимо будет предоставить адрес, где будет находиться общество и документы, подтверждающие право пользования помещением. Это может быть свидетельство о праве собственности, договор аренды или выписка из домовой книги, если организация будет зарегистрирована в жилом помещении.

Найдите координаты Федеральной налоговой службы (ФНС) по месту регистрации АНО. Это можно сделать, зайдя на сайт ФНС.

Придите в районный налоговый орган о всеми документами, в том числе с квитанцией об оплате государственной пошлины. Заполните заявления на регистрацию АНО, вы котором должно быть указано имя учредителя, название организации, цели ее деятельности, а также банк, где вы собираетесь открыть расчетный счет. Заявление должно быть подписано и подано самим учредителем.

После рассмотрения вашей заявки получите документы о регистрации АНО в ФНС. Получив один из наиболее важных документов - выписку из Единого государственного реестра юридических лиц - вы сможете открыть расчетный счет организации, с помощью которого будут проводиться финансовые расчеты.

Видео по теме

НКО (некоммерческая организация) — это организация, которая не преследует цели извлечения максимальной прибыли из своей деятельности. Основные цели НКО — это реализация благотворительных, социокультурных и образовательных целей. Такие организации выполняют важные социальные функции и являются необходимыми для общества, его развития и прогресса. При этом существует несколько разновидностей таких обществ, которые необходимо учитывать при регистрации НКО. Об этом мы и поговорим далее.

В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:

  • Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности. Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
  • Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
  • Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
  • Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др. Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
  • Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
  • Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
  • Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
  • Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
  • Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
  • Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
  • Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.

Кто может стать учредителем НКО?

Учредителями некоммерческих организаций могут быть:

  • физические лица граждане РФ или юридические лица;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, которые законно находятся на территории РФ (кроме случаев, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством).

Кто не может быть учредителем и участником НКО?

Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО следующим категориям юридических или физических лиц:

  • Иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ.
  • Физические и юридические лица, которые не соответствуют требованиям федеральных законов, определяющих положение, порядок создания, деятельности, организации и ликвидации НКО.
  • Лица, включенные в перечень в соответствие с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем».
  • Общественные и религиозные организации, действие которых приостановлено в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
  • Физические лица, которые в судебном порядке осуждены за экстремистскую деятельности.

Регистрация НКО: пошаговая инструкция

На данный момент вопросами регистрации некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст и его территориальные отделения принимают решения о госрегистрации НКО, включая вопросы ее создания, реорганизации или ликвидации. Рассмотрим подробно процесс регистрации некоммерческих организаций.

Определение направления и целей работы

Производится подбор видов экономической деятельности в соответствии с законами РФ, целей, ради которых создается объединение. В отличие от коммерческих, НКО вправе заниматься не всеми видами деятельности, перечисленными в ОКВЭД.

Определение юридического адреса

По гражданскому законодательству регистрировать объединение нужно по месту нахождения его исполнительного органа. Работу НКО контролирует Минюст. Он может проверить юридический адрес. При обнаружении нарушений к организации могут применить санкции в виде штрафов, ограничений, обращения в суд для принудительной ликвидации.

Подготовка уставной документации

Уставные документы некоммерческой организации должны содержать следующие данные:

  • полное наименование НКО;
  • характер деятельности и ОПФ (нужно указать все виды деятельности, которыми собирается заниматься организация);
  • юридический адрес организации;
  • цель и задачи;
  • особенности управленческой политики;
  • права и обязанности учредителей и членов;
  • данные о представительствах и филиалах (если они есть);
  • правила приема и выхода из объединения;
  • особенности изменения учредительной документации;
  • регулирование вопросов собственности НКО.

Кроме того, должны быть учтены дополнительные требования закона № 7-ФЗ и ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.9 ГК РФ устав ассоциации (союза) должен содержать информацию об имущественных правах и обязанностях ее членов.

В учредительном договоре определяются обязательства учредителей в части действий по созданию НКО и формированию ее имущества и др. Минюст РФ проводит правовую экспертизу представленных учредительных документов на предмет соответствия законодательству РФ.

Подготовка заявления

Заявление должно быть составлено по форме РН0001. На бланке обязательно должны быть корректно указаны:

  • личные данные заявителя;
  • его контактные данные;
  • место жительства.

Для подачи данное заявление следует нотариально заверить.

Оплата государственной пошлины за регистрацию НКО

По налоговому законодательству при регистрации НКО оплачивается пошлина. По законодательству предусмотрены следующий порядок и размер взимания госпошлины:

Размеры госпошлины за регистрацию НКО

  • Некоммерческие организации — 4000 рублей
  • Политические партии и региональные отделения политических партий — 3500 рублей
  • Общероссийский общественные организации инвалидов — 1400 рублей
  • Внесение данных в госреестр саморегулируемых организаций — 6500 рублей

Перечень необходимых документов

Для последующей подачи в регистрирующий орган нужно подготовить следующий набор необходимых бумаг:

  • учредительную документацию – Устав, учредительный договор в 3 экземплярах
  • решение о создании НКО – протокол собрания учредителей или единоличное решение (если учредитель один), потребуется 2 экземпляра
  • паспортные данные учредителей – 2 шт.
  • данные о территориальной принадлежности организации , подтвержденные договором аренды, гарантийным письмом, свидетельством о праве собственности на недвижимость и т.п.
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины (оригинал и копия)
  • заверенное заявление о государственной регистрации НКО (по форме РН0001) – 2 экземпляра, оба с собственноручной подписью того же лица, чьи данные значатся в квитанции госпошлины.

Подача документов и следующие шаги

Последующие шаги выглядят так:

  • Представление документов в Минюст. Полный перечень нужных бумаг приведен в Законе. Если решение о регистрации положительное, новоиспеченная НКО Федеральной налоговой службой вносится в ЕГРЮЛ. На это потребуется срок около 7 рабочих дней. После внесения необходимых сведений ФНС пересылает информацию о завершении регистрации в соответствующий территориальный орган Минюста.
  • Получение свидетельства.
  • Получение кодов статистики. Обратиться в Росстат может учредитель или его представитель по нотариально заверенной доверенности. Нужно представить свидетельство, выписку из ЕГРЮЛ и написать соответствующее заявление.
  • Учет в фондах. НКО обязана встать на учет в пенсионном, медицинском фондах и соцстрахе.
  • Изготовление печати.
  • Открытие счета . Объединение подбирает банк и открывает в нем расчетный счет. Он потребуется для осуществления безналичных расчетов.

Сроки принятия решения

Согласно практике, сроки регистрации НКО в Минюсте составляют не более 30 рабочих дней .

Если все документы в порядке и причины для отказа в регистрации НКО отсутствуют, Минюст или его территориальное отделение принимает финальное решение не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения пакета документов.

После этого сведения и документы направляются в Федеральную налоговую службу (ФНС) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

На основании полученных данных в течение 5 рабочих дней сведения о новом НКО вносятся в реестр, и не позднее следующего рабочего дня ФНС сообщает об этом в Минюст, который в свою очередь не позднее трех рабочих дней выдает заявителю свидетельство о госрегистрации его некоммерческой организации.

Отказ в регистрации НКО

Причины отказа

Самые распространенные причины, по которым может быть отказано в регистрации НКО:

  • учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации
  • ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием
  • наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан
  • необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган
  • если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с федеральным законом
  • в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.

Решение об отказе оформляется письменно с разъяснением причин и в течение 3 дней передается заявителю.

Что делать в случае отказа

В случае если получен отказ в регистрации некоммерческой организации, у учредителя НКО есть выбор: согласиться с принятым решением или добиваться его изменения.

Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не запрещает повторно подавать документы для госрегистрации при условии, что устранены основания, вызвавшие отказ. Повторная подача заявления о государственной регистрации некоммерческой организации и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном ФЗ «О некоммерческих организациях».

Особенности регистрации АНО (автономной некоммерческой организации)

При подготовке к регистрации АНО нужно учитывать следующие особенности:

  1. Ограничения по числу учредителей отсутствуют как в законе № 7-ФЗ, так и в ГК РФ. Соответственно, минимум - 1 учредитель (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Сведения о нем вносятся в ЕГРЮЛ. Если учредитель единственный, он принимает решение об учреждении АНО, при большей численности проводится собрание и готовится его протокол.
  2. Данная ОПФ является унитарной и членства не предусматривает, однако учредители сохраняют свой статус на протяжении всего существования АНО и осуществляют управление ею (п. 1 ст. 123.25 ГК РФ). Состав учредителей может быть изменен на любом этапе существования АНО (пп. 1, 6 ст. 123.24 ГК РФ).
  3. Учредительным документом АНО является устав. В нем должны быть перечислены наименование АНО, направления работы, порядок образования и компетенция органов и др. (п. 2 ст. 123.24 ГК РФ).
  4. Высшим органом управления АНО является собрание учредителей. Обязательно формирование единоличного исполнительного органа. Кроме того, может быть образован коллегиальный исполнительный орган (ст. 123.25 ГК РФ).

Особенности перерегистрации некоммерческой организации

Данная процедура необходима для того, чтобы легализовать внесенные изменения путем их регистрации в налоговой. После этого они признаются действительными. НКО необходимо перерегистрировать при смене срока полномочий руководства, названия, адреса, организационно-правовой формы, изменениях в учредительных бумагах, открытии филиалов. Процедура заключается во внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Для ее совершения нужно оплатить госпошлину в размере 20% от первоначальной. Порядок и сроки внесения изменений такие же, как при первичной регистрации объединения.

Регистрация изменений, которые не затрагивают Устав и учредительные бумаги госпошлиной не облагается. Например, переизбрание руководителя, изменения в составе участников или их паспортных данных.

Свободное объединение для защиты своих законных интересов является одним из прав человека и гражданина, указанных в Основном законе государства. Конечно, не всякое коллективное образование подпадает под действие этой нормы. Только действующая на постоянной основе, созданная и внесённая в государственный реестр группа может быть признана общественным объединением и подпадать под защиту ст. 13 Конституции РФ.

Определение общественного объединения

Указанное право граждан реализуется как в форме непосредственного объединения в коллектив, так и через зарегистрированные организации - общественные объединения. Последний вариант более предпочтителен для тех, кто нацелен на достижение конкретных результатов (общественный контроль, законотворческая инициатива), а не просто выражение своей активной позиции. Зарегистрированное общественное объединение защищено со стороны государства, имеет возможность отстаивать свои права и интересы, участвовать в выборах и референдумах (если она ставит перед собой такую цель и указывает на это в уставе), а также защищать интересы свои или своих членов в суде.

Статья 5 ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ определяет общественные объединения как созданные на добровольной основе, некоммерческие, самоуправляемые формирования имеющих общие интересы граждан, объединившихся для достижения общих целей.

Условия создания объединения

Перед тем как создать общественную организацию следует убедиться, что формирование отвечает следующим условиям:

  1. Добровольный характер создания - объединение учреждается по инициативе граждан или юридических лиц, пожелавших стать его основателями. Предварительных разрешений (согласований) для этого процесса не требуется, а учредители должны быть связаны общим интересом.
  2. Самоуправляемость - инициативное и независимое принятие участниками всех решений по управлению объединением, включая определение структуры, управленческих и финансово-ревизионных органов.
  3. Некоммерческий характер - объединения не ведут деятельность, связанную с регулярным получением прибыли, которую в последующем и распределяют между участниками.

Это принципиальное отличие, отделяющее такие формирования от коммерческих юридических лиц.

Организационные типы объединений

Формы общественной организации - это установленная в действующем законодательстве совокупность условий и признаков, характерных для определённой категории общественных объединений, состоящая из характеристики целей создания, порядка взаимоотношений между участниками и сторонними лицами, а также порядок управления имуществом и доходами.

Выбор формы создаваемого объединения – это прерогатива его учредителей.

  1. Общественная организация. Распространённая форма организационно-правового устройства, признаками которой являются обязательное членство (подтверждаемое документально) и совместная деятельность для достижения поставленных целей. Например, общественными организациями являются профессиональные союзы, потребительские общества, товарищества собственников жилья.
  2. Общественное движение. Для этой формы характерны массовость, с отсутствием зарегистрированного членства и без необходимости поддерживать постоянную связь и деятельность. Она направлена на удовлетворение нематериальных интересов и желаний граждан (благотворительность, культура, образование, экология, защита животных и т. д.). Общественные движения могут объединять большое количество людей разного возраста и положения, что, соответственно, позволяет организовывать многолюдные мероприятия.
  3. Общественный фонд. Деятельность таких объединений достаточно специфична, так как она состоит в формировании и управлении имуществом, которое в дальнейшем направляется на уставные цели. Источниками благосостояния фондов являются добровольные взносы, пожертвования и иные незапрещённые поступления. При этом передача имущества учредителям недопустима.
  4. Общественное учреждение. Здесь также отсутствует зарегистрированное членство, но его деятельность ограничена сферой оказания услуг определённого вида, направленных на достижение уставных целей.
  5. Орган общественной самодеятельности. Такие общественные объединения возникают по месту проживания, работы или учёбы и направлены на разрешение социальных проблем тех, кто входит в само формирование. К органам самодеятельности относятся народные дружины, родительские комитеты, добровольные пожарные команды, библиотечные советы и пр.
  6. Политическая партия. Эта форма общественного объединения ставит целью вовлечение граждан РФ в политическую жизнь общества в виде формирования их убеждения и позиции, участия в акциях (митинги, шествия, пикеты, демонстрации), в выборах разного уровня и референдумах, а также для представления интересов.

Помимо организационных форм существует и множество иных критериев для классификаций. Например, в зависимости от того, в чью защиту действует объединение, выделяют детские и молодёжные общественные организации, общества защиты инвалидов, участников ВОВ, общество слепых и прочее.

Ассоциации и союзы общественных объединений

Общественные организации разных форм для достижения лучших результатов в работе могут образовываться в союзы и ассоциации. Члены такого коллективного объединения участвуют в его управлении через своих представителей.

При этом формирующим признаком ассоциаций является однотипность всех участников (единообразие форм объединений), а для союзов - общность целей, ради которых он создаётся. Также возможна ситуация, когда членом союза становится ассоциация, которую можно назвать первичным коллективным общественным объединением.

Союз общественных организаций, как и ассоциация, в своей работе ориентируется главным образом на координацию работы своих членов и повышение уровня ее эффективности. Достигаются эти цели за счёт проведения совместных мероприятий, обмена информацией и привлечения материальных средств.

Для достижения эффективного результата, коллективные объединения регистрируют в качестве юридических лиц. Тогда ассоциация и союз получают возможность не только совещаться и вырабатывать общую стратегию деятельности, но и формировать финансовые и материальные средства для реализации разнообразных проектов, программ и мероприятий.

Создание ассоциации или союза с учётом того, что в качестве учредителей выступают юридические лица, проходит аналогично процедуре регистрации любого общественного объединения. Однако объём учредительного договора значительно выше, так как в его содержании следует подробно описать отношения сторон (членов союза или ассоциации) на неопределённый период, установить права и обязательства, ответственность и порядок взаимодействия.

Имущество коллективного объединения формируется за счёт регулярных поступлений участников. Размер и порядок внесения взносов должен быть определён в учредительном договоре и уставе. Активы ассоциации или союза могут создаваться из следующих источников:

  • регулярные или единовременные членские взносы;
  • пожертвования (в том числе целевые);
  • выручка от продажи продукции, выполнения заказов и оказания услуг;
  • дивиденды и прочие доходы (проценты по акциям, ценным бумагам, вкладам);
  • доход от собственности (арендная плата и пр.).

Территориальные уровни объединений

Российские общественные организации различаются не только по формам организационного устройства, но и по территории, на которой действуют. В настоящее время можно выделить следующие уровни:

  • Общероссийская общественная организация - имеет филиалы, представительства или отделения в более чем половине регионов РФ.
  • Межрегиональная общественная организация - имеет самостоятельные структурные подразделения и ведёт работу на территории менее половины субъектов страны.
  • Региональная общественная организация - осуществляет деятельность в пределах одного субъекта России (край, республика, область). Для получения этого статуса в уставе необходимо указать, что работа будет вестись в пределах определённой территории.
  • Местная общественная организация - проводит работу по реализации уставных целей в границах органа местного самоуправления (административного округа, района или поселения). Несмотря на малое пространство для деятельности местные объединения, также как и региональные, вправе создавать собственные филиалы и представительства и повышать в дальнейшем свой территориальный уровень.

Детские и молодёжные объединения

Общественные организации России, чья деятельность направлена на развитие и защиту детей и молодого поколения, стоит выделить особо. Их создание и работа регламентируются не только Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, но и международными документами - Женевской декларацией прав ребёнка 1924 года и Конвенцией ООН о правах ребёнка 1984 года.

Детские общественные организации имеют позитивную социальную и нравственную направленность и рассматриваются как значимый фактор в развитии очередного поколения общества. Право участвовать в работе и статус действительного участника детского общественного объединения получают малолетние граждане, достигшие возраста 8 лет. Однако они не могут быть учредителями и участвовать в управлении, так как не обладают достаточной гражданской правоспособностью.

Молодёжные общественные организации имеют право включать в уставные документы ограничения по возрасту для участников. Таким образом, возрастная категория членов будет демонстрировать, что общественное формирование принадлежит к молодёжным объединениям.

Документы для регистрации объединения

Свобода гражданского общества проявляется и в порядке создания общественных организаций в России. Они считаются созданными не со дня государственной регистрации, а с момента принятия решения об их создании на конференции или общем собрании учредителей. Таким образом, государство признает право граждан на объединение реализованным фактически с момента соответствующего волеизъявления.

Процедура регистрации объединений осуществляется по нормам ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ и состоит из 2 этапов: принятие решения и внесение записи о создании юридического лица в ЕГРЮЛ. С момента совершения последнего, общественное объединение приобретает свою правоспособность.

Перечень документов для регистрации общественного объединения определён в п. 28 Административного регламента, утверждённого Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 455. В него входят:

  1. Заявление о регистрации. Используется форма заявления Р11001, утверждённая приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@. В соответствующих графах этого заявления указываются информация об учредителях и адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа.
  2. Устав объединения или ассоциации (союза) общественных объединений в 3 экземплярах, прошитый и пронумерованный.
  3. Учредительный договор (соглашение) либо выписка из протокола учредительной конференции (съезда, собрания, совещания). Последняя должна содержать информацию о создании объединения, утверждении устава и формировании руководящих и ревизионных органов.
  4. Документ об уплате государственной пошлины, размер которой определяется в п. 1 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет 4 000 рублей. Оплата производится от имени заявителя, как физического лица.
  5. Протоколы учредительных собраний (конференций, съездов) структурных подразделений для общероссийских, межрегиональных и международных объединений. Региональная общественная организация дополнительных документов не предоставляет, даже если имеет филиалы и отделения в пределах субъекта.
  6. В случае использования в наименовании (символике, девизе) личного имени или защищённого авторскими правами знака, к пакету документов прилагается разрешение на его использование.

Комплект документов подаётся на регистрацию не позднее 3-х месяцев со дня проведения учредительного собрания. Сам процесс внесения объединения в реестр в качестве юридического лица должен длиться не более 17 дней. Это в 3 раза дольше, чем для коммерческих объединений и обусловлено спецификой статуса.

Требования к учредителям объединений

Процесс создания организации начинается с добровольной инициативы его учредителей, которые принимают решение о необходимости появления общественного формирования для защиты своих и общественных интересов, достижения совместных целей. Перед тем как создать общественную организацию, необходимо проверить насколько её основатели соответствуют требованиям учредителях общественных объединений.

Число учредителей не может быть менее 3-х, а вот максимальный размер неограничен, что и позволяет процветать общественным движением. У истоков общественных организаций могут стоять физические и юридические лица (некоммерческие объединения), которые в рамках формирования будут обладать равными правами и обязанностями.

Главные условия, предъявляемые к учредителям и участникам общественного объединения, - это достижение 18 лет и полная правоспособность. Исключение составляют только члены детских и молодёжных объединений, где возраст может начинаться от 8 и 14 лет, соответственно.

Несмотря на то что Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ говорит исключительно о гражданах, выступать учредителем организации или движения могут также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в стране на законных основаниях.

  1. Иностранные граждане и лица без гражданства, внесённые в «чёрные списки» Российской Федерации.
  2. Лица (люди и организации), состоящие в перечне подозреваемых в экстремистской и террористической деятельности.
  3. Общественные объединения разных форм, запрещённые в Российской Федерации («Правый сектор», «Исламское государство», «Союз кровавой жатвы» и пр.).
  4. Физические лица, которые содержатся в местах лишения свободы по решению суда. Причём речь идёт только об отбывающих реальные сроки, но не о находящихся под условием досрочного освобождения.
  5. Органы государственной власти, местного самоуправления любых уровней. Однако это ограничение не распространяется на государственных и муниципальных служащих, как физических лиц.

Учредители не обязаны получать разрешение или уведомлять органы власти о своём решении создать общественное объединение, так как государство не должно оказывать какого-либо влияния на его деятельность.

Устав общественного объединения

Подробности структуры, будущей деятельности, особенностей отношений между участниками и прочие положения описываются в уставе, который является учредительным документом объединения. Содержание этого документа, в общих чертах, состоит из следующего:

  1. Общие сведения о создаваемом общественном объединении - наименование (полное, сокращённое), адрес, организационная форма и территория, в пределах которой осуществляется деятельность.
  2. Цели объединения, под которым понимают предполагаемый результат его существования. Следует учитывать, что декларируемые в уставе намерения не могут быть связаны с предпринимательской деятельностью, то есть извлечением прибыли. Общественная организация России должна стремиться к достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных и научных целей, а также целей охраны здоровья, удовлетворения духовных и прочих нематериальных потребностей, защиты прав и законных интересов, мирного разрешения конфликтов, оказания помощи (психологической, юридической, материальной). Перечень благих намерений очень велик и всегда составляется с учётом объединения.
  3. Подробное описание структуры объединения, управляющих и финансово-ревизионных органов с описанием их полномочий, порядка формирования и работы. Права общественных организаций по определению компетенции, формирования и срока полномочий руководящих органов очень широки. В качестве них могут выступать периодические конференции, общие собрания, правление, совет объединения, попечительский совет (для фондов). В целом, все управленческие структуры делятся на высшие, определяющие направление и принцип работ, и исполнительные, отвечающие за текущее руководство. Ревизионные органы, в свою очередь, осуществляют контроль за финансовой деятельностью общественного объединения, направляя аккумулированное имущество для исполнения уставных целей.
  4. Положение о сменяемости и переформировании руководящих и контрольно-финансовых органов по завершении срока, определенного учредителями.
  5. Условия получения и утраты членства, а равно порядок вступления и исключения из объединения.
  6. Перечень прав и обязанностей членов (участников) общественного объединения. Так как в основе создания формирования лежит добровольность, то устав не должен обязывать их совершать что-либо ради эффективной деятельности организации. В основном, обязанности участников касаются своевременной уплаты взносов, участия в управлении, выполнения решений руководящих и ревизионных органов, недопустимости нанесения ущерба. Перечень прав членов объединений, помимо закреплённых в законе, может включать возможность получения информации о работе организации в целом и его органов в частности, получение помощи, консультаций, участия в проводимых мероприятиях, получение льгот и привилегий.
  7. Символы общественного объединения имеют огромное значение для его деятельности и потому их описание (в том числе графические изображения) приводится в содержании устава.

Требованиями устава общественного объединения должно руководствоваться и само объединение как юридическое лицо, и его учредители (участники). Другие участники правоотношений с конкретным общественным объединением также должны учитывать положения устава общественного объединения-партнера, поскольку обмен копиями учредительных документов является общепринятой практикой при заключении любого типа договоров.

Предпринимательская деятельность объединений

Учредители нередко задумываются над вопросом, как создать общественную организацию, чтобы иметь возможность осуществлять деятельность с извлечением прибыли, которая покроет, полностью или частично, расходы объединения. Согласно п. 4 ст. 50 Гражданского кодекса РФ любые некоммерческие объединения вправе осуществлять приносящую прибыль деятельность, если это предусмотрено их Уставом. Однако норма содержит и ограничение - доход должен быть направлен на достижение целей объединений и не может перераспределяться между его участниками (членами).

Общественные организации могут получать прибыль из следующих источников:

  • использование имущества, в том числе сдача его в аренду;
  • производство товаров и оказание услуг;
  • размещение денежных средств на депозитных счетах;
  • приобретение и оборот акций и ценных бумаг;
  • участие в хозяйственных обществах в качестве вкладчика.

Стоит принять к сведению позицию Высшего Арбитражного Суда, который в Постановлении № 1441/97 от 08 июля 1997 г. не признал доходом проценты, полученные жилищно-строительным кооперативом от размещения средств на депозитном счете в Сбербанке России. Суд указал, что деятельность кооператива не является предпринимательской, поскольку реализуется не самой некоммерческой организацией, а её представителем (банком).

Однако, если прибыль поступает систематически, составляет большую часть его доходов и направляется на нужды самого формирования, такая деятельность общественных организаций уже является предпринимательской.

Создание общественного объединения без регистрации

Информация о процедуре и требованиях к регистрации общественных организаций находится в открытом доступе. Но далеко не все могут понять, как создать общественную организацию без формальной регистрации.

Подобное формирование возникает как обычное объединение граждан, и право на его создание предусмотрено в ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Требования и порядок создания объединения не отличаются от предусмотренных для общественных организаций, выступающих в качестве юридического лица. Однако перечень документов ограничивается уставом и учредительным договором, остающимся на хранении в руководящем органе.

Среди преимуществ неформальных объединений выделяют возможность не вести бухгалтерскую и налоговую документацию, не тратить средства и время на регистрацию и составление отчётности в Министерство юстиции. Но с другой стороны объединение без получения статуса юридического лица не может быть участником гражданского оборота, иметь собственные средства и открывать счета в банках, выступать в качестве представителя интересов, управлять имуществом. Таким образом, оно может использовать только совещательные возможности и обмениваться информацией.

Создать компанию, ключевой задачей которой должно стать общественное движение или социально значимая цель, сложнее, чем обычный бизнес, поэтому регистрация НКО должна поручаться компетентным специалистам. Они быстро, грамотно подготовят необходимую документацию, проведут регистрационные действия.

Разновидности некоммерческих предприятий

Вопросы работы без ведения какой-то предпринимательской деятельности регулируются Гражданским Кодексом РФ и еще рядом нормативных актов. Ключевыми из них являются №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», принятый 12.01.1996 г., и №82-ФЗ от 19.05.95 г. («Об общественных объединениях»). Наличие навыков применения законодательства по НКО и позволяет успешно работать в этой сфере.

При регистрации НКО возможен выбор из следующего перечня:

  • Религиозное объединение.
  • Общественное объединение.
  • Государственная корпорация.
  • Различного типа партнерства.
  • Автономная некоммерческая организация.
  • Социальный фонд.
  • Благотворительный фонд.
  • Союзы и ассоциации юридических лиц.

Каждый вариант имеет определенные особенности как по регистрационным действиям, так и последующей работе (допустимые виды деятельности, отчетность перед налоговой службой, расчет заработной платы сотрудников). Это надо учитывать при создании НКО и работать только после консультации опытного специалиста.

Отличия от коммерческих предприятий

Все существующие разновидности юридических лиц предоставляют какие-либо услуги, создают товарно-материальные ценности. Ключевым же при регистрации НКО является отсутствие в регламенте их работы признаков предпринимательской деятельности. Такие фирмы не могут являться розничными/оптовыми магазинами, сервисными центрами с целью извлечь из этого прибыль. Прежде чем открыть некоммерческую организацию в Москве или любом другом городе, необходимо учесть этот момент.

Любые средства, полученные от реализации товаров, работы сервисных центров, должны направляться на осуществление деятельности. Максимум на выплату заработной платы сотрудникам, погашение задолженности по потребляемым ресурсам вроде электричества, отопления, газо- и водоснабжения. Поэтому перед регистрацией некоммерческой организации следует тщательно взвесить ожидаемые от этого плюсы и минусы.

Если в течение работы выявляются запреты на отдельные виды деятельности, может понадобиться реорганизация. Такой процесс лучше проводить при сопровождении компетентного специалиста. Ведь надо точно знать, каким образом провести регистрацию изменений некоммерческой организации. Ошибки при таких мероприятиях обычно приводят к штрафным санкциям, чего легко можно избежать.

Что требуется для создания компании

Первоочередной задачей при регистрации НКО является сбор необходимых документов и оформление запроса в Минюст. Ошибки на этом этапе могут быть связаны с отказами и необходимостью повторного обращения. А это дополнительные траты, ведь при каждой сдаче документации приходится заново оплачивать государственную пошлину.

Создание некоммерческой организации начинается со сбора следующих бумаг:

  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • Заявление на бланке утвержденного образца.
  • Пакет учредительной документации (протокол собрания, уставные документы, информация обо всех участниках с их паспортными данными).
  • Правоустанавливающие бумаги на имущество, передаваемое компании.

Все перечисленное обязательно. На основании этого Минюстом принимается решение, сможет ли создаваемая компания работать в рамках действующего законодательства или какие-либо пункты ему не соответствуют. Это означает, что общаться со специалистами надо до момента подачи заявки на регистрацию НКО.

Пошаговая инструкция по регистрации НКО

Компетентный подход к процессу подготовки позволяет уложиться в максимально сжатые сроки. Первое, на чем экономят время, - отсутствие ошибок. Второе - работа с типовыми образцами документов. Разработка с нуля ведется в редких случаях, проще пользоваться возможностью адаптации стандартных вариантов под конкретные условия. Цена в этом случае будет ниже.

Процедура регистрации некоммерческой организации проходит в следующем порядке:

  • Подготовка учредительной документации.
  • Оплата госпошлины.
  • Сдача документов в регистрирующий орган.
  • Получение свидетельства о постановке компании на государственный учет вместе с выпиской из ЕГРЮЛ.
  • Выдача статистических кодов.
  • Разработка печати юридического лица, штампов (по необходимости).
  • Открытие расчетного счета, получение банковских реквизитов.

Остается уведомить внебюджетные фонды о создании некоммерческой организации и начинать работать. Если планируется наем сотрудников, требуется сразу позаботиться об опытном бухгалтере (в штате или на аутсорсинге).

Размеры государственной пошлины

Перед тем как подаются документы на создание некоммерческой организации, платится фиксированная сумма государственной пошлины. Это оплата гос органам за регистрационные действия. Ее размер может изменяться в зависимости от года. Так, в 2017 году она равнялась 4000 рублей. Исключение составляли политические партии, региональные подразделения (по ним сумма пошлины 2000 руб.).

По-другому оплачиваются регистрации изменений некоммерческих организаций. При необходимости корректировки уставных документов, иных действиях, которые требуется проводить через регистратора, платеж равен 20% от госпошлины, уплаченной на момент регистрационных действий.

При обращении к специалистам стоит поднять вопрос по оплате регистрации символики некоммерческой организации. Любой фирме рекомендуется иметь узнаваемый бренд, включающий наименование, различные логотипы. При таком подходе успешность работы выше, цели, прописанные в уставных документах, достигаются в рамках установленных сроков. Максимальная узнаваемость необходима общественной компании так же, как и бизнесменам.

Какие пункты обязательны в уставе

В обязательном порядке вносятся следующие данные:

  • Цель и предмет деятельности. Этот раздел должен быть максимально открытый, с пояснениями специальных терминов.
  • Сведения о наличии филиалов и представительств или их отсутствии.
  • Местонахождение (фактическое и юридическое).
  • Порядок управления деятельностью (единоличное, коллегиальный орган, состав).
  • Источник формирования имущества.

Остается дополнить содержимое уставной документации правилами проведения корректировок. Процедура регистрации некоммерческой организации предполагает сдачу бумаг, как планируется работа с момента открытия, но позволяет добавлять виды деятельности, проводить иные изменения. Каждый случай корректировки надо тщательно анализировать, чтобы обновленные пункты соответствовали действующему законодательству РФ, включая любые нововведения, запреты.

Куда обратиться, чтобы быстро зарегистрировать фирму

При создании некоммерческих организаций возникает масса нюансов. С первыми же вопросами сталкиваются при выборе организационно-правовой формы. Без специалиста, обладающего практическими навыками в направлении регистрационных действий, в этом разобраться иногда сложно.

Открыть НКО в Москве при помощи профессионалов лучше, потому что:

  • Максимум рутины они возьмут на себя.
  • Подготовят документацию без ошибок. Процесс полностью открытый, заказчик всегда может вмешаться в него.
  • Самостоятельно передадут бумаги в регистрационный орган.
  • Получат свидетельство о постановке на учет.
  • При необходимости помогут восстановить бухучет в ранее созданных фирмах.

Помощь при регистрации некоммерческих организаций и в обслуживании очень важна. Все юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет. Одним допускается упрощенный вариант, другим приходится вести полный бухучет. Бухгалтер, юрист, работающие по договору аутсорсинга, позволяют получать услуги дешево по сравнению со штатными сотрудниками. Они готовы регистрировать новые фирмы (в том числе проводить регистрацию некоммерческой организации под ключ), реорганизовывать старые или ликвидировать предприятия, переставшие быть нужными.

В Москве такая форма сотрудничества распространена еще и из-за обслуживания без отпусков или больничных, характерных для штатных работников. Благодаря этому легко создать несколько компаний, обеспечить ведение бухучета силами одного человека. Стоимость выбирается клиентом, она зависит от объема передаваемой на аутсорсинг работы. Сколько будет стоить регистрация НКО в Москве под ключ - можно узнать после аудита. Обойдется регистрация НКО дешево в компании «Ригби».

Порядок действий при регистрации НКО в Москве: куда необходимо обратиться за получением разрешения на создание некоммерческой организации, какие для этого необходимы документы, адрес отделения Управления Минюста России, размеры госпошлины в 2018 году, бланк заявления для скачивания, ссылки для подачи документов онлайн, сроки регистрации и получения регистрационных документов.

Порядок действий

Регистрация некоммерческой организации (НКО) проходит в несколько этапов:

  1. Заявитель подает документы на регистрацию в территориальный орган Минюста России или Центральный аппарат Минюста России – в зависимости от специфики и масштаба будущей организации.
  2. Уполномоченный орган принимает решение о регистрации НКО и перенаправляет документы в регистрирующий орган (ФНС).
  3. ФНС проводит регистрацию и вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
  4. Документы о регистрации НКО поступают в территориальный орган Минюста России или Центральный аппарат Минюста России. Уполномоченный орган вносит сведения в ведомственный реестр.
  5. Заявитель получает на руки свидетельство о регистрации НКО, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, выписку из ЕГРЮЛ и устав с отметкой регистрирующего органа.

В Центральный аппарат Минюста России документы подаются при регистрации:

  • общероссийских и международных общественных объединений;
  • политических партий;
  • отделений международных организаций и иностранных неправительственных НКО;
  • централизованных религиозных организаций, если их местные отделения находятся в 2 и более субъектах РФ.

В территориальное отделение Минюста России документы подаются при регистрации:

  • местных и региональных общественных объединений;
  • отделений и подразделений политических партий;
  • религиозных организаций местного уровня;
  • централизованных религиозных организаций, если их местные отделения находятся в пределах одного субъекта РФ;
  • иных НКО.

Список документов

Для регистрации НКО необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление;
  • учредительные документы в 3 экземплярах (копии должны быть заверены нотариусом);
  • решение общего собрания учредителей о создании НКО и об утверждении учредительных документов;
  • сведения об учредителях;
  • чек оплаты госпошлины;
  • сведения о месте нахождения постоянно действующего органа НКО, по которому организацию можно найти;
  • документы, подтверждающие право на использование в наименовании НКО имени или символа, попадающих под защиту интеллектуальной собственности (при необходимости);
  • выписка из реестра иностранных юрлиц или другой подтверждающий статус документ (если учредитель – иностранное лицо);
  • программа политической партии и ее текст в машиночитаемом виде (при создании политической партии);
  • экземпляр печатного СМИ, где указана дата и время проведения съезда политической партии (при создании политической партии);
  • заверенные уполномоченными лицами копии протоколов конференций или собраний партии, проведенных не менее чем в половине субъектов РФ (при создании политической партии);
  • уставы не менее 3 местных религиозных организаций, входящих в состав централизованной религиозной организации (при создании централизованной религиозной организации);
  • заявление о включении НКО в реестр НКО, выполняющих функции иностранных агентов (при необходимости).

Все документы, кроме учредительных и тех, что подаются в электронном виде, предоставляются в 2 экземплярах. Один из них – подлинник.

Для регистрации отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций требуется тот же перечень документов, однако он предоставляется на национальном языке с переводом на русский язык.

Со дня вынесения учредителями решения о создании НКО документы на регистрацию должны быть поданы в течение 3 месяцев (6 месяцев – при создании политической партии)

Госпошлина

Создание НКО предусматривает оплату государственной пошлины:

  • за регистрацию общественных объединений инвалидов и их отделений – 1400 рублей;
  • за регистрацию политической партии и каждого отделения политической партии – 3500 рублей;
  • за регистрацию иных НКО – 4000 рублей.

Оплата производится в любом банке.

Адреса

Подать документы для регистрации НКО москвичи могут лично в территориальное отделение Управления Министерства юстиций РФ (отделение Управления Минюста России), Центральный аппарат Министерства юстиций РФ (Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста России), почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения или через портал Госуслуг.

Подача заявления через портал Госуслуг

Отправить заявление на регистрацию НКО можно через портал Госуслуг. В личный кабинет на сайте придет соответствующее подтверждение.

Заявителем может быть только юридическое лицо.