Официальный стандарт качества «приемка 5» утвержден Правительством РФ в соответствии с положениями Федерального закона №213-ФЗ «О государственном оборонном заказе». К настоящему времени категория качества «приемка 5» присваивается изделиям, технические и эксплуатационные характеристики которых предполагают их использование в наземной, морской и авиационной аппаратуре военного назначения и двойного применения. Степень соответствия заявленным характеристикам такой продукции определяется по специальному набору ужесточенных норм и подтверждается соответствующей нормативной и технической документацией.

В государственный классификатор стандартов РФ, помимо «приемки 5» входит еще целый ряд категорий качества, которым обязаны соответствовать изделия, предназначенные для использования в гражданской, военной и космической технике. Например: приемки с 1 по 3 - гражданская сфера, приемка 6 - водный транспорт и техника, приемка 7 и 8 - воздушные суда, приемка 9 - космическая и атомная техника. Самая распространенная из перечисленных - это «приемка 1» она же приемка «ОТК» (отдела технического контроля). Если изделия прошедшие ОТК, как правило, не используются в военной отрасли, то изделия с «приемкой 5», напротив, активно эксплуатируются в гражданской сфере.

Изделия с обычной гражданской приемкой (ОТК) существенным образом отличаются от продукции, стандартизированной по категории «приемка 5». Отдел технического контроля является подразделением предприятия, задачей которого является проверка установленных этим предприятием характеристик изделия и их подтверждение в паспорте продукции или заменяющем его документе. В свою очередь пятая приемка осуществляется в соответствии с требованиями к военной технике, изделиям двойного назначения, а так же специальной технике оборонно-промышленного комплекса, которые установлены на государственном уровне. Испытания на пятую приемку более длительные и проводятся в специализированных аттестованных лабораториях. Поэтому изделия с «приемкой 5» отличаются исключительной степенью надежности и высокими функциональными характеристиками в особо сложных режимах эксплуатации - отрицательная температура, вибрация, высокая влажность и др.

Само собой разумеется, что уровень требований к эксплуатационным свойствам изделий предъявляемых ОТК и «приемкой 5» несопоставим. Если к одним и тем же изделиям, например полупроводникам, ОТК предъявляет требования установленные предприятием, то «приемка 5» осуществляется по отдельному набору существенно ужесточенных норм, предусмотренных законодательством и предъявляемых «Заказчиком». Очевидно, что «приемка 5» означает повышенную надежность и функциональность продукции, по сравнению с изделиями категории качества ОТК.

Знак отличия

Эмблема управления

ВОЕННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО Министерства обороны(англ. military representation) - представительство Министерства обороны, создаваемое для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации. Под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция, а также работы, выполняемые в интересах обороны.

ВП и органы их контроля входят в состав Вооруженных Сил, имеют действительные наименования, печать с изображением Государственного герба, бланки и штампы. Комплектование штатных должностей ВП военнослужащими и гражданским персоналом осуществляется в соответствии с их организационно-штатной структурой.

В Российской Федерации деятельность ВП МО и органов их контроля регламентируется Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, воинскими уставами, приказами и директивами Министра обороны РФ. Руководство деятельностью ВП МО осуществляется Минобороны РФ через управление военных представительств. Военные представительства сохранены почти во всех армиях республик бывшего Советского Союза. Аналогичные структуры имеются в армиях стран НАТО.

В случаях, когда в организациях не создаются ВП, Минобороны направляет в них своих представителей, которые осуществляют контроль качества и приемку военной продукции, а также контроль мобилизационной подготовки этих организаций. На указанных представителей распространяются все права и обязанности, предусмотренные Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, в части выполнения порученных им работ.

ВП вправе контролировать качество военной продукции и ее соответствие технической документации на любом этапе разработки и производства этой продукции. Номенклатура военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, ежегодно устанавливается заказывающими управлениями Минобороны РФ и доводится до руководителей организаций и ВП. ВП на основании утвержденной номенклатуры определяют перечни изделий, сборочных единиц и операций технологического процесса, подлежащих обязательному контролю качества и приемке, которые доводятся до руководителей организаций и могут уточняться ВП в зависимости от результатов эксплуатации и контроля качества военной продукции.

ВП принимают участие в планировании мероприятий по защите государственной тайны при разработке, испытаниях, производстве и поставке военной продукции. Руководители ВП включаются в состав постоянно действующих в организациях технических комиссий по защите гос-ной тайны.

На военнослужащих и гражданский персонал ВП, осуществляющих контроль качества и приемку военной продукции в организациях с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством РФ для работников этих организаций.

История

Еще при первом царе династии Романовых - Михаиле Федоровиче проверка поставляемой военной продукции осуществлялась наиболее квалифицированными заводскими мастерами - оружейными "дозорщиками". Однако вскоре выяснилось, что такая организация контроля качества не обеспечивает в должной мере соответствие технических характеристик продукции требованиям заказчика. Ведь русские мастера середины XVII века достигли значительных успехов в изготовлении артиллерийских орудий. Но разительное отличие пищалей одинаковых калибров по весу, размерам и другим конструктивным особенностям существенно снижало эффективность их боевого применения. Выход из создавшегося положения был найден в назначении приемщиками вооружения представителей органов центрального военного управления - Пушкарского и Оружейного приказов.

Содержание немногих дошедших до нас документов того времени проливает свет на первые шаги отечественных военпредов. По указу царя от 25 июня (по старому стилю) 1645 года на Тульском заводе "пищального и железного дела", принадлежавшем голландскому купцу Андрею Виниусу, была введена военная приемка артиллерийских орудий. Ответственность за ее организацию и проведение по изложенным в указе методикам возлагалась на тульского воеводу князя Якова Черкасского.

Этим указом царя предписывалось осуществлять приемку военной продукции "как прежде", что свидетельствует о существовании военных контролеров и в более ранний период. Однако соответствующих первичных документов в настоящее время не существует.

Прежде всего пищальные приемщики проводили испытания заводских изделий путем их "прострела" на полигоне. Мишенью служил специальный осыпанный землей сруб. Затем проверялось соответствие типов, размеров и веса орудий своего рода техническому заданию (росписи Пушкарского приказа) и заводской технической документации (мастерской сказке). Оказалось, что все пищали различны по весу и размерам.

Царским указом, кроме того, были определены критерии для приемки военной продукции. Устанавливались допустимые отклонения от заданных веса и размера орудий (три пуда и два вершка соответственно). Впредь приемщикам было велено вести подробную постатейную отчетность о результатах их деятельности: "...сколько каких пищалей ядром в приеме будет порознь, и что в какой пищали весу, и в какову меру длиною, и что на прострелку зелья и ядер выйдет, и где те пищали устроят и во что сарай [склад] станет..."

Император Петр I тоже приложил руку к этому важнейшему для обороноспособности страны делу. Необходимость института военных представителей для государства и целесообразность его содержания на предприятиях промышленности убедительно подтвердилась и в эпоху Петра Великого. В то время основу русской армии составляла артиллерия - "масса бессистемных орудий с прислугой полустрелецкого характера, с управлением, чуждым азбуке артиллерийского дела". Артиллерия, собранная с разных заводов, "скучивалась как попало, передвигалась на подставных, действовала зря, блюлась потомственно одним сословием, ведалась заочно другим".

Для "внутреннего спокойствия и внешней безопасности посредством хорошо устроенного войска" требовалась четко отлаженная система надзора за производством и обеспечением армии и флота качественным оружием и боеприпасами. Начало артиллерийскому образованию в России и подготовке специалистов для приемки "пищалей, фузей и ружей" положил Петр I. Его военные преобразования были предопределены неудачами русских войск в конце XVII века и необходимостью борьбы за выход к Балтийскому морю.

В связи с этим системное преобразование армии было начато с переустройства системы управления процессами производства и поставок оружия.

Указом от 19 мая 1700 года Петр I вводит должность генерал-фельдцейхмейстера и назначает генерала от артиллерии царевича Александра Имеретинского "ведать всякие дела" в Пушкарском приказе и "тщится, чтоб пушки, мортиры и все, что к артиллерии принадлежит, учтены б были исправны и добрым мастерством". В перечень "всяких дел" были включены обязанности руководства работами по организации надзора за созданием, производством и приемкой пороха, свинца, оружия для реорганизуемой армии.

Изготавливать пушки начали только по чертежам, утвержденным Александром Имеретинским. По его указанию приемку и поставку оружия в армию стали осуществлять с учетом результатов испытаний по методикам, изложенным в указах царя. Оружейные приемщики на предприятиях, как и прежде, состоя на царской службе, обладали полной независимостью от заводской администрации. Определенное представление о содержании их деятельности в период Северной войны, в 1700-1721 годах, дают документальные материалы, хранящиеся в фондах архива Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, в Российском государственном архиве древних актов.

В архивах сохранились доклады старшин приемщиков ружей (альдермалов) о проведении входного контроля исходного сырья (меди, селитры, серы и т.д.) и результатах испытаний, о поставках оружия и пороха в окраинные города России и Запорожское войско.

Увеличение количества заводов, выпускающих военную продукцию, и возникающие в связи с этим проблемы обеспечения специалистами, оборудованием, сырьем и материалами потребовали дальнейшего развития системы военного контроля, введения централизованного руководства деятельностью альдермалов на заводах. В 1719 году учреждается Канцелярия и Артиллерийская экспедиция Военной коллегии. Первыми органами контроля за деятельностью военных представителей являлись специалисты Канцелярии генерал-фельдцейхмейстера.

Указом царя от 11 января 1723 года предписано "оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей" и контролировать, "как альдермалы клейма ставят". При плохом качестве "ружей и фузей" указом Петра предписывалось наказывать чиновников канцелярии (дьяков и подьячих), хозяина ружейной фабрики и старшин альдермалов. Известно, что один из начальников приемщиков ружей - старшина альдермалов Фрол Фукс за низкое качество ружей был сослан в Азов.

В 1728 году на базе Канцелярии создается Штаб генерал-фельдцейхмейстера, а 24 января 1812 года на базе Артиллерийской экспедиции - Артиллерийский департамент, ведающий "вопросами производства артиллерийского вооружения и снабжения им армии".

Параллельно с образованием системы военного контроля артиллерийского вооружения, как свидетельствуют исторические источники, складывалась и система контроля по наблюдению за проектированием и постройкой кораблей.

Начиная с 1695 года в центрах судостроения (Воронеже и других городах) выделялись специальные лица (стольники), которые были близки к государю и разделяли его труды и заботу о флоте. В дальнейшем делами кораблестроения и вопросами надзора за постройкой судов стали заниматься специально созданные учреждения: с 1700 года - Адмиралтейский приказ, или Приказ адмиралтейских дел; с 1707 года - Адмиралтейская канцелярия.

В декабре 1717 года было учреждено девять коллегий, в том числе Адмиралтейская коллегия. В состав Адмиралтейской коллегии входили 11 контор, одна из которых (Адмиралтейская) занималась наблюдением за правильностью работ и свидетельствований счетов используемых материалов, вторая (Обер-сарвайерская), в ведении которой находились все корабельные мастера, в том числе и дозорщики за работами, непосредственно отвечала за постройку судов.

Заложенные при создании системы военных представительств принципы оценки качества оружия, испытаний и приемки продукции, методология и критерии контроля производства были сохранены и при последующих реформах армии.В XIX веке инициатором военных реформ в России стал военный министр Дмитрий Милютин, обосновавший 15 января 1862 года в своем докладе к царю необходимость реформы системы центрального военного управления и создания военных округов. В результате этих преобразований должности офицеров военных представительств 24 декабря 1862 года были введены в штаты вновь созданного Главного артиллерийского управления (ГАУ). Именно с этого дня впервые появилось официальное упоминание термина "военный представитель". Тогда же был разработан полный комплекс документов, подробно регламентировавших весь процесс деятельности военпредов. Таким образом система военного контроля и своевременной поставки военной продукции получила в Российской империи соответствующее законодательное оформление.

Из исторических документов известны имена военных приемщиков, контролирующих качество оружия для русской армии в XIX веке. Среди них Иван Бобарыков - приемщик от ГАУ при Петербургском патронном заводе до 12 января 1870 года, управляющий Верх-Исетским заводом Александр Семевский, а также начальник литейной мастерской по отливке орудий штабс-капитан Александр Энгельгард.

1 января 1866 года образовано Главное управление кораблестроения и снабжения, ведавшее делами постройки и вооружения кораблей, заготовками материалов и учетом затрат для их постройки.

Постоянно развивающаяся система контроля качества вооружения и военной техники полностью оправдала свое предназначение в предвоенный период и внесла весомый вклад в победу нашего оружия в Великой Отечественной войне.

Весьма интересен такой исторический факт, как работа за рубежом офицеров военных представительств, осуществлявших приемку самолетов с заводов США по ленд-лизу в 1943-1945 годах, поставки которых составляли 16% от поставок фронту наших истребителей и 38% от выпуска промышленности США.

Реформы системы военных представительств

Действовавшая система военного контроля за разработкой и производством военной продукции складывалась на протяжении столетий и приобрела свой окончательный вид в советский период. Вплоть до XXI века в каждом виде и в большинстве родов войск Вооруженных сил страны имелись «свои» военные представительства, «свои» отделы (в ВВС – служба) контроля и кадры военных представителей. ВП каждого вида и рода войск были подчинены тому или иному тематическому отделу заказывающих управлений. Каждое военное представительство возглавлял старший военпред (с конца 1986 года – начальник), а несколько военных представительств подчинялись районному инженеру (с конца 1986 года – уполномоченному).Первый удар на систему военного контроля обрушился в конце 1997 года, когда вышла директива Генерального штаба, упразднявшая такое важное звено управления, как аппараты уполномоченных.

Второй удар по системе военного контроля последовал в начале 2000-х годов. С января 2005 года расформированы органы контроля военных представительств Минобороны России и на их базе создано Управление военных представительств. С апреля 2005 года начальнику вооружения Вооруженных сил - заместителю министра обороны Российской Федерации переподчинены военные представительства, осуществляющие контроль качества и приемку разрабатываемых и изготавливаемых образцов вооружения и военной техники.

За три столетия своего существования, с петровских времен, военная приемка показала свою эффективность. В советские годы только в ВП ВВС было по штату более 10 000 офицеров и около 11 000 гражданских специалистов. Сегодня во всех родах и видах Вооруженных сил РФ числится около 7500 военпредов. В соответствии с реформой останется всего 1500 офицеров.

Источники

  • 1. Постановление Правительства РФ от 11 августа 1995 г. N 804 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации"
  • 2. Приказ Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Инструкции по работе военных представительств Министерства обороны Российской Федерации" от 18.6.2000 г. № 320

При сокращении производства в сто раз число надзирающих над ним не только не уменьшилось, а может даже увеличиться. Какой бюджет выдержит такую нагрузку? Завод высоковольтных электронных компонентов «Прогресс» (город Ухта) лишь один пример, но, увы, не единственный. Далеко ходить не надо. На Ухтинском же нефтеперерабатывающем заводе, принадлежащем «ЛУКОЙЛу», под возможный, но так и не заключенный договор на поставку топлива для нужд Министерства обороны на предприятии были заранее сформированы штаты военной приемки – три сотрудника во главе с офицером. Контракта нет, а контролеры на месте, зарплата капает, стаж идет… А если взять в масштабе страны? Неудивительно, что дебет и кредит у государства не сходятся.

“ Если дело пойдет такими темпами, Управление военной приемки приблизится по численности к половине от реального состава Вооруженных Сил страны ”
В редакцию «ВПК» попал проект документа «Обоснование предложений» по увеличению штата военной приемки на предприятии ООО «Завод высоковольтных электронных компонентов «Прогресс». Внешне все по форме, красиво и убедительно: ширится производство, ужесточаются требования заказчика, как следствие – наличный персонал уже не справляется с возросшими объемами работы. Вряд ли кто «наверху» станет перепроверять такой документ, а значит, штаты скорее всего увеличат. Хотя вникнуть в суть вопроса «верхам» стоило бы.

Что собой представляет предприятие, о котором идет речь? Его численность – 150 сотрудников, по доходам оно является малым. Выпускает продукцию, поставленную в серию еще в 60–70-х годах прошлого века. В месяц производится не более 20 тысяч изделий при цикле производства от 45 до 120 дней. Для справки: в 2003 году на предприятии был один гражданский представитель ВП, принимавший продукцию для нужд ОПК.

Времена менялись, штаты ВП потихоньку росли – и при некотором увеличении объемов производства, и даже при их снижении. Ладно бы контролеров становилось больше потому, что на предприятии шел брак, нарушалась технология, срывались сроки поставки. Но нет. И качество соответствует ТУ, и сроки не нарушаются, и технология давно отработана, и предприятие сертифицировано по всем нормативам. Рекламаций практически нет – из выпущенных за последние 12 лет почти семи миллионов изделий был сделан возврат лишь 12 (двенадцати!) и то не по причине брака.

С приходом на предприятие в недалеком 2014-м очередного военпреда – майора Кузьминых штат ВП вырос до пяти человек при сократившихся за тот же год на 22 процента объемах производства. А на 2016-й планируется увеличение штата ВП более чем вдвое – до 12 человек. Собственно, этому и посвящено вышеупомянутое обоснование.

В документе приводятся цифры, которые просто кричат о том, что военная приемка затоплена все возрастающим валом продукции, требующей неусыпного внимания (таблица 1).

Теперь вопрос: а правду ли кричат приведенные цифры? Давайте разберемся. На самом пике производства продукции в 1990–1992 годах на заводе производилось более двух миллионов изделий в месяц, свыше 25 миллионов в год. Шесть с лишним тысяч номиналов, среди них изделия с особым контролем качества. На заводе в то время работали порядка 3500 человек, функционировало несколько цехов и подразделений. При этом штат ВП составлял максимум 10 человек (один офицер и гражданский персонал).

Поэтому стоит привести еще одну таблицу, построенную на данных объективного учета – налогового, бухгалтерского, производственного (таблица 2).

И получается, что при падении объемов с 1990 года на два порядка планируемый штат ВП в 2016-м превысит штат советских времен.

Из сравнения двух таблиц видно, как искажается и извращается реальная картина. Вопрос: ради каких высоких целей это делается?

Как следует из анализа обоснования и сравнения его с реальной картиной, начальник военной приемки майор Кузьминых занимается искажением и подтасовкой цифр, введением в заблуждение вышестоящего руководства, проще говоря – подлогом. О цели можно догадываться: больший штат подразумевает рост должности, звания, бюджета. Под это дело фальсифицируются показатели, идет в ход и откровенная ложь. Она заключается, скажем, в том, что «предприятие является единственным изготовителем в России высоковольтных керамических конденсаторов и оксидно-цинковых варисторов». На заводе, куда «Военно-промышленный курьер» обратился за разъяснениями, заявили: это не соответствует действительности. Предприятие не включено в списки единственных поставщиков и не является таковым фактически. Еще пример. В «Обосновании предложений» говорится, будто завод «является исполнителем ГОЗ». На самом деле ЗВЭК «Прогресс» никогда не заключал госконтракты и не входит в кооперацию, как она трактуется в новой редакции 275-го федерального закона.

В документах (804ПП), которыми руководствуются параллельные (дополнительные) контролеры, прописана цифра: 1 процент от объема производства предприятия уходит на содержание военной приемки.

Один процент на содержание контролеров, которые в большинстве случаев – особенно это касается предприятий-комплектовщиков – ни за что не отвечают. Реальный спрос только с предприятия и его хозяйственного руководства.

Получается, что кроме прочих налогов предприятие платит и дополнительные – тот самый 1 процент на содержание военных представителей. Но если хозяйствующий субъект прямо или косвенно платит налог, он вправе интересоваться: куда, на какие нужды и как эффективно тратятся эти деньги? И если на предприятии нет проблем с качеством, сроками отгрузки и прочими показателями, обоснованно ли увеличение штата контролеров?

Если дело пойдет такими темпами, то по логике на всех 40 тысячах, по экспертным оценкам, небольших предприятий, являющихся поставщиками для ОПК, нужно назначить по одному, а лучше двух офицеров и по десятку гражданских специалистов. Тогда Управление военной приемки по численности приблизится к половине от реального состава Вооруженных Сил страны.

Уже есть примеры компаний, где на ГОЗ работают 300 специалистов, а численность военного представительства составляет 53 человека. А предприятие с персоналом 70 сотрудников содержит 12 контролеров из ВП.

Наверное, было бы честнее, если бы майор просто написал: «Хочу уйти на пенсию подполковником». Право слово, для бюджета это было бы куда меньшей потерей, нежели делать все по заведенным правилам обретения офицерской синекуры.

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Военные представительства Министерства обороны (ВП МО)

1). Структурные подразделения Министерства обороны СССР (РФ) для обеспечения приемки и контроля над разработками проектно-сметной и проектно-конструкторской документации на строительство объектов Ракетных войск стратегического назначения. Созданы в начале 1960-х гг. в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных сил СССР как ВП МО при проектных, опытно-конструкторских и научно-производственных организациях Москвы, Ленинграда, Киева и др. городов.

В последующие годы были созданы ВП при монтажных и пуско наладочных организациях, а также ВП для осуществления контроля качества и прёмки монтажа оборудования непосредственно на объектах строительства.

Головное 630 ВП МО образовано в апреле 1961 при проектном институте «Гипропромтрансстрой» (Москва). Первым руководителем - старшим военпредом 630 ВП МО был назначен полковник Кирилкин С.К.

Из-за возрастания объема проектных работ, контролируемых ВП МО, и для улучшения эффективности руководства военными представительствами были введены должности районных инженеров, которым подчинялись ВП МО. Техническое руководство работой военных представительств через районных инженеров осуществляло техническое управление Главного инженерного управления (ГИУ) Ракетных войск (РВ). В начале 1960-х гг. районным инженером 630 ВП МО был назначен полковник Лунев Я.Ф. В последующие годы районными инженерами 630 ВП МО были полковники Середа П.И., Рожков И.И., Панченков В.М., Закалата Д.К.

В середине 1960-х гг. резко увеличились интенсивность и объемы проектных и проектно-конструкторских работ. Это было связано с программой массового строительства боевых ракетных комплексов (БРК) типа «ОС» - отдельные старты. В то же время появились ВП при следующих проектных институтах: «Тяжпромэлектропроект» Минмонтажспецстроя СССР; «Гипросвязь» Министерства связи СССР; ЦНИИ «Проектстальконструкция»; ПМТ-5 (ЦНПО «Каскад»); позднее были организованы ВП при следующих предприятиях и организациях: ВНПО «Каскад» (Ленинград, Харьков); «Энергосетьпроект»; ВНИИЭТО.

В 1986, в связи с принятым решением о проектировании новых подвижных железнодорожных БРК, были образованы ВП МО при специализированных проектных институтах: «Промтрансниипроект» (Москва) и «Мосжелдорпроект» (Москва).

На ВП, подчиненные районному инженеру 630 ВП МО, одновременно возложили задачи по контролю и приемке проектно-сметной документации в проектных организациях ЦПИ-31 МО, ЦПИ-20 МО, а также в Киевском филиале ЦПИ-20 МО. В связи с повышенными требованиями к оборудованию и техническим системам специальных сооружений БРК для разработки проектно-конструкторской документации были привлечены конструкторские бюро таких заводов и научно-конструкторских объединений, как ХЭМЗ (Харьков), ОКБА (Москва), ВНИИ «Электропривод» и др. В этих организациях приемку и контроль над разработкой проектно-конструкторской документации также осуществляли ВП МО, подчиненные ГИУ РВ.

В 1970-е гг., в связи с проектированием на космо¬дроме «Байконур» новых ракетно-космических комплексов, было создано головное военное представительство - 5346 ВП МО при проектном институте «Гипроавиапром» (Москва), которое подчинялось районному инженеру Стебакову Ю.М. С созданием в 1982 Военно-космических сил (ВКС) районный инженер 5346 ВП МО и ряд военных представительств переподчинили ГУКОС. В 1988, после расформирования технического управления ГИУ РВ, военные представительства при проектных и проектно-конструкторских организациях подчинили начальнику проектного отдела.

Головное 630 ВП МО ок. 40 лет успешно выполняло возложенные на него командованием ГИУ РВСН задачи по обеспечению приёмки и контроля над разработкой проектно-сметной документации на строительство объектов Ракетных войск.

590 ВП МО сформировано 21 августа 1959 при СКТБ-16 и тресте «Спецмашмонтаж». Приоритетная задача - контроль качества строительно-монтажных работ на БРК РВСН. Первым старшим военпредом стал полковник Серков Г.Н.

В 1987 590 ВП МО решением Генерального штаба ВС стало комплексным. В военном представительстве было сформировано несколько филиалов. Номенклатура принимаемой военной продукции увеличилась. В военном представительстве появились специалисты: механики, связисты, электрики и другие. С 90-х гг. личный состав 590 ВП МО РФ и его филиалов принимает участие в постановке на боевое дежурство РК «Тополь-М», в постановке на боевое дежурство опытных образцов стационарного командного пункта и системы внутреннего электроснабжения производства российской кооперации.

В настоящее время 590 ВП ведет контроль качества конструкторской, монтажно-технологической документа-ции и приемку монтажных работ на объектах РВСН Начальниками 590 ВП МО в разные годы были полковники Араловец А.П., Загний А.И., Соколов А.Г., Пупков А.А., Кириллович В.И., Алек¬сеев Д.В. В настоящее время его возглавляет полковник Ильин О.В.

2757 ВП МО, сформировано на основании директивы ГШ ВС СССР от 25 мая 1965 для контроля выполнения установленных сроков и качества разрабатываемой проектно-сметной документации Всесоюзным научно-исследовательским и проектным институтом «Тяжпромэлектропроект».

Техническое руководство военным представительством осуществлялось техническим отделом 3-го управления ГИУ РВ, возглавлявшимся инженер-полковником Корнеевым Ф.В. Общее руководство выполнял районный инженер, полковник Середа П.И.

Более 40 лет 2757 ВП МО принимает участие в создании систем внешнего и внутреннего электроснабжения, систем автоматического управления техническими устройствами объектов Министерства обороны РФ (СССР). Одной из важнейших работ, проведённых в интересах РВСН, контролируемой и принятой военным представительством (и влившимися впоследствии в его состав 5230 ВП МО и 5228 ВП МО), стала разработка унифицированной системы внутреннего электроснабжения ракетных полков РВСН.

В настоящее время 2757 ВП МО продолжает работу по контролю качества и приёмке военной продукции, создаваемой в соответствии с последними достижениями науки и техники. Разработана проектная документация и ведётся строительство системы внешнего электроснабжения объекта 1335, осуществляется реконструкция системы внешнего электроснабжения космодрома «Плесецк». Разработаны типовой проект и проектная документация на систему внутреннего электроснабжения ракетного полка, проводятся работы по оснащению БРК объектов этой системой. Начата разработка типового проекта на систему внутреннего электроснабжения ракетного полка ПГРК «Тополь-М». Разработана документация и построены ряд объектов жизнеобеспечения Центрального полигона МО РФ на архипелаге Новая Земля, проектируется комплекс средств физической защиты его объектов. Ведется реконструкция систем электроснабжения ряда объектов других видов и родов войск, главных управлений Генерального штаба. Первым руководителем 2757 ВП МО был полковник Некрасов Б.В. С 2007 по настоящее время её возглавляет полковник Кочан О.Н.

4185 ВП МО, сформировано в 1966 на основании директивы Генерального штаба Вооруженных сил СССР. Дислоцировано в г. Москва, Центральное научно-производственное объединение «Каскад». Основными задачами являются: обеспечение качества монтажа, наладки и постановки на боевое дежурство новейших систем связи, автоматизированных систем управления и вычислительной техники ракетных комплексов, объектов и сооружений Ракетных войск стратегического назначения. В состав 4185 ВП МО входило два филиала - в г. Перми (сокращен в 2003) и г. Йошкар-Ола (сокращен в 2007).

За почти 40-летний период работы специалисты ВП принимали участие в постановке на боевое дежурство соединений РВСН, командных пунктов соединений и объединений РВСН, создании систем спутниковой связи «Корунд» и «Кристалл» и их модернизации, вводе в строй новейших БРК, ПГРК и БЖРК.

ВП в разные годы руководили: полковники Пеганов И.Я. (1966-1968), Саульский С.В. (1968-1977), Костюра Е.А. (1977-1987), Хрусталев Г.И. (1987-1995), Захаржевский Б.И. (1995-2000), Ломакин С.А. (2000-2007), Калюкшев А.И. (с 2007 по наст. время).

2874 ВП МО, создан в 1987 году в соответствии с директивой начальника Генерального штаба Вооружённых сил как военное представительство Министерства обороны со штатом уполномоченного и местом дислокации в городе Новосибирске - при НМУ «Яхонт» и 1 НМУ «Сибэлектромонтаж», которые занимались в тот период выполнением специальных работ на объектах ракетных комплексов РСД и МКР. В 1989 аппарат уполномоченного был упразднён.

Назначение 2874 ВП МО - организация и контроль качества монтажа, наладки и испытаний механических систем, систем электроснабжения, средств боевого управления и связи ракетных комплексов РСД и МКР на объектах РВСН. За время существования военного представительства его специалисты принимали активное участие в постановке на боевое дежурство частей и соединений РВСН на объектах городов Омск, Ужур, Ключи-1, Жангиз-Тобе, Алейск, Барнаул, Благовещенск, Чита, Комсомольск-на-Амуре, Новосибирск, их модернизации, вводе БРК «ОС» и мобильных ракетных комплексов «Тополь».

С 1987 2874 ВП МО осуществляла контроль работ по переоборудованию ракетных комплексов, продлению сроков их эксплуатации, по созданию изделия 15В210, комплексов «Ярус» и «Квазар», контролировал прокладку кабельных линий связи, монтаж, наладку и испытания оборудования измерительных пунктов на полигоне в городе Ключи-1.

При активном участии 2874 ВП МО в ОКБ «Салют» разработаны и поставлены на объекты РВСН: мобильные станции технического обслуживания средств радиосвязи «Брод-1М»; мобильные станции технического обслуживания средств проводной, тропосферной и спутниковой связи «Брод-2М»; машины дежурной технической смены «Брод-В»; подвижные аппаратные дистанционного измерения параметров средств радиосвязи и АФУ «Батрак-01»; подвижные аппаратные дистанционного измерения параметров волоконно-оптической связи «Батрак-03»; подвижные аппаратные параметрического контроля кабельных линий связи ВОЛС «Бустер-01»; подвижные аппаратные аварийно-восстановительных работ на кабельных линиях связи «Бустер-02» и др. ВП в различные годы руководили полковники Виров В.М., Тарафин С.С., Кирьянов В.С., Чижиков А.Н.

В период массового строительства БРК функционировало 6 районов с 33 монтажными ВП, которые делились на два вида: комплексные и специализированные. Комплексные ВП дислоцировались на НИИП-5, НИИП-53 МО и в соединениях РВСН. Специализированные монтажные ВП создавались при ведущих монтажных и наладочных организациях в Москве, Ленинграде, Харькове и др. городах.

2) Структурные подразделения Министерства обороны СССР (РФ), созданные для контроля качества и приемки вооружения, военной техники, военно-технического и иного имущества, научно-технической и иной продукции, а также работ, выполняемых в интересах обороны.

На ВП МО возлагались задачи по обеспечению качества военной продукции и ее соответствие технической документации на любом этапе разработки и производства этой продукции, их участие в планировании мероприятий по защите государственной тайны при разработке, испытаниях, производстве и поставке военной продукции, а также обязанности руководителей организаций по обеспечению необходимых условий для работы военных представительств.

История ВП РВСН начинается в 50-ые гг. в период формирования первых ракетных соединений и частей, когда разрабатываются первые ракетные комплексы и осваивается их серийное производство. Создается широкая сеть ВП при крупных НИИ, КБ и заводах, занимающихся разработкой и производством ракетного вооружения, во многих регионах и республиках Советского Союза (в г.г. Москва, Киев, Харьков, Саратов, Омск, Томск, Красноярск, Ленинград, Днепропетровск, Оренбург, Иркутск).

Среди тех, кто закладывал основы военного контроля ракетной техники, создавал методологию военпредовской работы, были офицеры Трубачев П.Е., Липкин И.А., Журавлев И.М., Башта Н.В., Краснянский Н.М., Пожидаев В.Я., Иванов А.М., Белкин М.С., Полтавский А.С., Авдеев М.В., Мусин К.В., Соболев А.Ф., Соловьев К.Н., Юлиус И.И., Комиссаров Б.А., Марков В.Я., Шубин В.П., Балзовский П.Е., Владыко А.Ф., Левчук П.И., Шикин В.А., Бобчихин С.З., Коломийченко Е.И., Аржеников О.И., Киселев Ю.И., Полуновский Г.П. и др.

С развитием военного контроля в промышленности совершенствовалась организационно-штатная структура ВП. В 1986 вместо районных инженеров вводится институт уполномоченных заказывающих управлений Министерства обороны, устанавливаются новые должностные категории (начальник, заместитель начальника военного представительства, начальник группы, ведущий инженер, помощник ведущего инженера). Структура ВП формируется применительно к структуре НИИ, промышленных организаций с учетом номенклатуры и объемов военных заказов. Первыми уполномоченными в Ракетных войсках были полковники Горский Ю.Ф., Даценко Н.Н., Колос Н.М., Кулиев И.М., Захаров В.В., Славин В.А., Соловейчик В.Я., Осетров В.И.

Организационно-штатные мероприятия в военных представительствах позволили значительно улучшить их деятельность в проведении единой технической политики в промышленности при разработке и изготовлении военной техники, создать систему управления, обеспечивающую качество и надежность поставляемого ракетного вооружения, повысить персональную ответственность военпреда.

С января 2009, 42 ВП с их филиалами подчинены командующему РВСН, в том числе: 73 ВП МО, организовано в 1961, контролирует военную продукцию (электроприборы для ракетных комплексов) на ФГУП «Сибирские приборы и системы»; 90 ВП МО, организовано в 2008 на базе филиала 285 ВП МО, контролирует изготовление гироскопических приборов и систем на ФГУП «Звезда»; 141 ВП МО, организовано в 1960, контролирует изготовление составных частей для систем управления ракетных комплексов на ФГУП ПО «Корпус»; 346 ВП МО, организовано в 1950, контролирует военную продукцию (технологическое оборудование для РК) на ОАО «Брянский Арсенал»; 455 ВП МО, организовано в 1960, контролирует военную продукцию (корпуса двигательных установок, ТПК, ГО МБР) на ОАО «ЦНИИ специального машиностроения»; 582 ВП МО, организовано в 1961, контролирует военную продукцию (углеродистые теплозащитные материалы для МБР) на ФГУП «Графит»; Филиал 582 ВП МО, организован в 1983, контролирует материалы из углерода на ОАО «Новочеркасском электродном заводе», Филиал 582 ВП МО, организован в 1987, контролирует материалы из углерода на ОАО «Челябинский электродный завод»; 600 ВП МО, организовано в 1961, контролирует разработку и изготовление командных пунктов на ФГУП ЦКБ тяжелого машиностроения; 629 ВП МО, организовано в 1970, контролирует изготовление АБУ командных пунктов стационарного и железнодорожного базирования на Республиканском унитарном предприятии «Минский электромеханический завод»; 721 ВП МО, организовано в 1965, контролирует изготовление систем жизнеобеспечения и нейтрализации на ОАО «Орелтекмаш»; 749 ВП МО, организовано в 1961, контролирует изготовление резинотехнических изделий на АООТ «Уральский завод резинотехнических изделий»; 813 ВП МО, организовано в 1972, контролирует изготовление технологического оборудования для шахтных пусковых установок и командных пунктов на АО «Тяжмаш»; 975 ВП МО, организовано в 1961, контролирует разработку и изготовление приборов для систем управления ракетных комплексов на ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Академика Пилюгина В.А.»; 1083 ВП МО, организовано в 1961, контролирует разработку и изготовление аппаратуры систем боевого управления на ФГУП НПО «Импульс»; 1269 ВП МО, организовано в 1961, контролирует изготовление систем прицеливания РК на ОАО «Серпуховской завод Металлист»; 1351 ВП МО, организовано в 1961, контролирует разработку и изготовление систем автономного электроснабжения на ФГУП «Головное особое конструкторское бюро «Прожектор»; 1391 ВП МО, организовано в 1961, контролирует разработку и изготовление ракетных двигателей на твердом топливе на ФГУП Федеральный центр двойных технологий «Союз»; 1408 ВП МО, организовано в 1961, контролирует изготовление изделий из сложных эластомерных материалов для РК на ОАО «НИИ Эластомерных материалов и изделий»; Филиал 582 ВП МО, организован в 1986, контролирует изготовление резинотехнических изделий на ОАО «НИИ резиновых покрытий и изделий»; 1517 ВП МО, организовано в 1995, контролирует изготовление аппаратуры боевого управления на ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг»; 1538 ВП МО, организовано в 1961, контролирует разработку и изготовление оборудования шахтных пусковых установок тяжёлого типа, систем охраны РК и ТО на ОАО «КБ специального машиностроения»; 1994 ВП МО, организовано в 1974, контролирует изготовление подвижных командных пунктов на ФГУП Краснодарский приборный завод «Каскад»; 2039 ВП МО, организовано в 2001, контролирует изготовление приборов электроснабжения на АО «Вяземский электромеханический завод»; 2253 ВП МО, организовано в 1964, контролирует разработку и изготовление шахтных пусковых установок легкого типа, технологического оборудования на ФГУП ОКБ «Вымпел»; 2340 ВП МО, организовано в 1962, контролирует изготовление систем боевого управления и средств радиоканалов боевого управления на ФГУП «Завод им. М.И. Калинина»; Филиал 2340 ВП МО, организован в 1994, контролирует изготовление систем боевого управления и средств радиоканалов боевого управления на ФГУП «Завод им. Калинина М.И.»; 2344 ВП МО, организовано в 1962, контролирует изготовление приборов на феррит-ферритовых изделиях на Заводе приборов и ферритов; 2462 ВП МО, организовано в 1963, контролирует разработку и изготовление оборудования стационарных КП, составных частей пусковых установок на ФГУП «Государственный Обуховский завод»; 2916 ВП МО, организовано в 1987, контролирует разработку и изготовление химических источников тока на ОАО «Литий-элемент»; 3146 ВП МО, организовано в 1977, контролирует изготовление систем охлаждения ПУ, КП на ЗАО «Русхол»; 3212 ВП МО, организовано в 1965, контролирует ремонт тепловозов на ЗАО «ЗЭТО»; 4007 ВП МО, организовано в 1965, контролирует изготовление химических источников тока на ЗАО «Курский завод «Аккумулятор»; 4021 ВП МО, организовано в 1965, контролирует разработку и изготовление систем электроснабжения на ОАО ХК «Электрозавод», ЗАО «Москабельмет», ОАО «ЦКБ Связи»; Филиал 4021 ВП МО, организован в 1965, контролирует изготовление аппаратуры связи на ОАО «Промсвязь»; 4040 ВП МО, организовано в 1993, контролирует изготовление приборов системы управления на ФГУ «Сосенский приборостроительный завод»; 4158 ВП МО, организовано в 1965, контролирует разработку и изготовление электротермических изделий на ОАО «ВНИИЭТО»; Филиал 4158 ВП МО, организован в 1965, контролирует изготовление ТЭН и блоков к ним на ООО «ОЗВНИИЭТО»; 4201 ВП МО, организовано в 1966, контролирует изготовление подвижных ж/д агрегатов на ФГУП ЦКБ «Транспортного машиностроения»; 4294 ВП МО, организовано в 1966, контролирует разработку и изготовление ракетных комплексов на ФГУП « НПО машиностроения»; 4360 ВП МО, организовано в 1965, контролирует изготовление антенно-мачтовых устройств, пусковых стартовых систем, агрегатов транспортно-пусковых контейнеров на ОАО «Ленинградский механический завод», ОАО «Электросила»; Филиал 4360 ВП МО, организован в 1965, контролирует изготовление регуляторов температуры, стартовых пневмощитков пневмоприводов теплообменника, аппаратов емкостей, опорных колец на ОАО «Старорусский приборостроительный завод», ФГУП «Завод химмаш РАН»; Филиал 4360 ВП МО, организован в 1965, контролирует ремонт тепловозов, гарантийный надзор на ЗАО «Русский локомотив»; 4371 ВП МО, организовано в 1966, контролирует разработку ракет на твердом топливе, агрегатов и систем подвижных и стационарных ракетных комплексов на ФГУП «Московский институт теплотехники»; 4791 ВП МО, организовано в 1968, контролирует разработку и изготовление двигательных установок ракет на ОАО «НПО Искра»; 4798 ВП МО, организовано в 1968, контролирует изготовление корпусов двигателей на твердом топливе, контейнеров СКП на ФГУП ПО «Авангард»; 4874 ВП МО, организовано в 1968, контролирует изготовление агрегатов и систем ПГРК и технологического оборудования РК на ЦКБ «Титан», ФГУП ПО «Баррикады»; Филиал 4874 ВП МО, организован в 1996, контролирует изготовление логических блоков и комплектующих элементов для систем управления ракетных комплексов на ОАО « Электронно-вычислительная техника»; 5341 ВП МО, организовано в 1971, контролирует изготовление твердотопливных ракет на ФГУП ПО «Воткинский завод»; 5361 ВП МО, организовано в 1965, контролирует изготовление РДТТ на ФГУП «Каменский химический комбинат»; 5560 ВП МО, организовано в 1965, контролирует изготовление агрегатов и систем для КП, газогенераторов бронекорпусов, бронеколпаков на ОАО «Машиностроительный завод ЗиО Подольск»; Филиал 5560 ВП МО, организовано в 1965, контролирует изготовление электроприводов на АООТ «Тулаэлектроприбор».

В современных условиях главной задачей военных представительств остается контроль качества ракетного вооружения на всех этапах его разработки, испытаний и серийного производства в целях обеспечения своевременного создания новых образцов ракетного вооружения, безусловно удовлетворяющих тактико-техническим требованиям Министерства обороны.