29.09.2015

Сергей Есенин погиб совсем молодым, в расцвете славы. Его узнавали на улицах, его стихами зачитывалась и молодежь, и старшее поколение. На выступления, где он декламировал свои произведения, собирались толпы народа. Талант его обрел полную силу. Поэту исполнилось 30 лет - казалось бы, жизнь заиграла перед ним самыми яркими красками, все двери открыты. И вдруг страну облетает страшная новость - Есенин обнаружен повесившимся в номере гостиницы «Англетер». Как?! Почему?! Ничего не предвещало страшной развязки…

Сразу пошли толки, однако первая версия следствия была безапелляционной - Есенин самостоятельно свел счеты с жизнью, никто ему в этом не «помогал». Специальная комиссия пришла к этому выводу после проведения экспертизы. Было установлено следующее. Есенина нашли висящим на трубе отопления, причем с момента смерти прошло уже довольно много времени. На лбу его присутствовала отчетливая вмятина, на одной руке - три неглубоких пореза. Следствие пришло к выводам, что вмятина образовалась от длительного соприкосновения с горячей батареей.

Агонизируя, Есенин с силой прижался к ней лбом. Ранки на руке не могли быть смертельными. Поэт нанес их себе сам, поскольку хотел собственной кровью начертать стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Это, по сути, была его предсмертная записка. Почему ран несколько? Кровотечение было слабым и быстро останавливалось, поэтому Есенин делал новые надрезы, торопясь дописать стих. Следователи провели анализ, изучили место происшествия и вынесли вердикт - Сергей Есенин совершил самоубийство.

Поэта похоронили, дело было надолго закрыто. Однако, в 70-80-е годы прошлого века появилась новая версия. Крестьянского поэта убили сотрудники ОГПУ, выполняя поручение «сверху». Особый вклад в распространение этой версии внес следователь московского уголовного розыска Э. А. Хлысталов. Полковник Хлысталов был уверен - это убийство. В доказательство он говорил, что вмятина на лбу образована от удара каким-то тупым предметом, порезы на руках и синяки на теле - следствие борьбы.

Кроме того, последние годы жизни Есенина были омрачены начавшимися конфликтами с советской властью. Любивший выпить и частенько буянивший молодой поэт начинал мешать властям, его «неустойчивый моральный облик» не вязался с представлениями о пролетарском писателе. Слухи об убийстве и инсценировке самоубийства были столь упорными, что в 1992 году начала работу новая комиссия в составе судебных экспертов В. Плаксина, В. Крюкова, С. Абрамова, С. Никитина.

Тщательное и серьезное расследование позволило подтвердить выводы в пользу самоубийства. Было доказано, что тупым предметом нанести травму, подобную той, что на лбу Есенина, невозможно. Возражения о том, что самостоятельно повеситься на вертикальной трубе нельзя, не получили подтверждения. Следственная группа провела ряд экспериментов, которые показали, что Есенин смог сам закрепить узел и дотянуться до батареи с помощью стола, на который он встал.

Почему же случилась эта трагедия, которой никто не ждал? После изучения стихов и писем Есенина, а также воспоминаний очевидцев стало ясно - несколько последних лет перед совершением отчаянного поступка поэт находился в глубокой депрессии. Перед самым самоубийством он как раз закончил курс реабилитации в психиатрической лечебнице. В тот роковой день он выпил шампанского с друзьями.

Известно, что алкоголь - даже малая доза - для человека столь ранимого может сыграть роковую роль, усугубив и без того тяжелое депрессивное состояние. В стихах последних лет Есенин часто говорит о смерти. Отношения с властями у него действительно испортились, однако нет никаких свидетельств и документов, которые раскрывали бы желание «верхов» расправиться с поэтом. Гораздо выгоднее было использовать его талант «на службе» советской власти.

Возможно, большое количество внутренних противоречий вкупе с алкоголем и стало причиной рокового шага. И не забудем еще один момент. Есенин был человеком очень одиноким. Он так и не нашел личного счастья, не встретил свою любовь - ту, что навсегда. Вот и ходил за ним по пятам «черный человек» - живущий внутри души дьявол, коварно подталкивая поэта к страшному шагу. Однажды поэт не выдержал и шагнул - прямо в пропасть, откуда уже нет выхода…

Тайна смерти Есенина [ВИДЕО]

Сергей Александрович Есенин является великим русским поэтом-лириком. Большая часть его трудов - это новокрестьянская поэзия, лирика. Позднее творчество относится к ижиманизму, так как в нем прослеживается много использованных образов, метафор.

Дата рождения литературного гения - 21 сентября 1895 года. Родом он из Рязанской губернии, села Константиновка (Кузьминская волость). Поэтому многие произведения посвящены любви к Руси, есть много новокрестьянской лирики. Финансовое состояние семьи будущего поэта нельзя было назвать даже терпимым, так как его родители были достаточно бедными.

Все они относились к крестьянскому роду, а поэтому вынуждены были много работать физическим трудом. Отец Сергея, Александр Никитич, прошел также долгий трудовой путь. В детстве он увлекался пением в церковном хоре, имел хорошие голосовые данные. Когда же он вырос, то перешел на работу в лавку по продаже мяса.

Случай помог ему устроиться на хорошую должность в Москве. Именно там он стал приказчиком, и доходы семьи стали более высокими. Но это не послужило радостью для супруги, матери Есенина. Она все реже видела мужа, что не могло не сказаться на их отношениях.


Сергей Есенин с родителями и сестрами

Еще одним поводом для разлада в семье стало то, что после переезда отца в Москву мальчик стал жить у своего родного деда-старообрядца, отца матери. Именно там он получил мужское воспитание, которым на свой лад занимались сразу три его дяди. Так как они не успели обзавестись своими семьями, то старались уделить мальчику много внимания.

Все дяди были неженатыми сыновьями бабки деда Есенина, которые отличались веселым нравом и отчасти еще юношеским озорством. Они научили мальчика ездить на лошади весьма необычным образом: посадили его на коня, который помчался галопом. Также происходило и обучение плаванию в реке, когда маленького Есенина просто кидали голого с лодки прямо в воду.


Что касается матери поэта, то на нее повлияло расставанием с мужем, когда тот был на долгой службе в Москве. Она получила работу в Рязани, где влюбилась в Ивана Разгуляева. Женщина покинула Александра Никитича и даже родила второго ребенка от нового сожителя. Сводного брата Сергея назвали Александром. Позже родители все же снова сошлись, у Сергея появилось две сестры: Катя и Александра.

Образование

После такого домашнего воспитания семьей было решено отправить Сережу на обучение в Константиновскую земскую школу. Он учился там с девяти до четырнадцати лет и отличался не только своими способностями, но и плохим поведением. Поэтому на одном году обучения, по решению управляющего школой, его оставили на второй год. Но все же выпускные оценки были исключительно высокими.

В это время родители будущего гения решили снова жить вместе. Мальчик стал чаще приезжать в родной дом на каникулах. Тут он ходил к местному священнику, у которого была внушительная библиотек с книгами разных авторов. Он внимательно изучал многие тома, что не могло не повлиять на его творческое становление.


После окончания земской школы он перешел в церковно-приходскую, находящуюся в селенье Спас-Клепки. Уже в 1909 году, после пятилетнего обучения, Есенин окончил и Земское училище в Константиновке. Мечтой его семьи было то, чтобы внук стал учителем. Он смог ее реализовать после обучения в Спас-Клепиках.

Именно там он окончил и второклассную учительскую школу. Она также работала при приходе церкви, как это было заведено в те времена. Сейчас здесь функционирует музей, посвященный творчеству этого великого поэта. Но после получения преподавательского образования Есенин принял решение поехать в Москву.


В многолюдной Москве ему приходилось работать и в мясной лавке, и в типографии. В лавку его устроил родной отец, так как юноше пришлось попросить помощи в трудоустройстве именно у него. Потом он устроил его в контору, в которой Есенину быстро приелась однообразная работа.

Когда он служил в типографии помощником корректора, быстро подружился с поэтами, входящими в Суриковский литературный и музыкальный круг. Возможно, это и повлияло на то, что в 1913 году он не поступил, но зато стал вольным слушателем Московского городского народного университета. Там он посещал лекции историко-философского факультета.

Творчество

Тяга к написанию стихов родилась у Есенина еще в Спас-Клепиках, где он обучался в учительской приходской школе. Естественно, произведения имели духовную направленность, еще не были проникнуты нотками лирики. К таким работам можно отнести: «Звезды», «Моя жизнь». Когда поэт пребывал в Москве (1912-1915 года), то именно там начал свои более уверенные пробы пера.

Очень важно и то, что в этот период в его произведениях:

  1. Использовался поэтический прием образности. Труды пестрели умелыми метафорами, прямыми или переносными образами.
  2. В этот период прослеживалась и новокрестьянская образность.
  3. Можно было заметить и русский символизм, так как гений любил творчество .

Первым напечатанным произведением стало стихотворение «Берёза». Историки отмечают, что при его написании Есенин был вдохновлен работами А.Фета. Тогда он взял себе псевдоним Аристон, не решившись отослать в печать стихотворение под собственным именем. Его напечатал в 1914 году журнал «Мирок».


Первая книга «Радуница» была выпущена в 1916 году. В ней прослеживался и русский модернизм, так как юноша переехал в Петроград и стал общаться с известными писателями и поэтами:

  • С.М. Городецкий.
  • Д.В. Философов.
  • А. А. Блок.

В «Радунице» есть и ноты диалектизма, и многочисленные проводимые параллели между природным и духовным, так как названием книги служит день, когда почитают умерших. Тогда же происходит приход весны, в честь чего крестьяне поют традиционные песни. Это и есть связь с природой, ее обновлением и почитанием тех, кто ушел.


Меняется и стиль поэта, так как он начинает одеваться немного сказочно и более элегантно. На это мог повлиять и его опекун Клюев, который курировал его с 1915 по 1917 года. Стихотворения юного гения тогда с вниманием слушали и С.М. Городецкий, и великий Александр Блок.

В 1915 году было написано стихотворение «Черемуха», в котором он наделяет природу и это дерево человеческими качествами. Черемуха словно оживает и проявляет свои чувства. После призыва на войну в 1916 году Сергей начал общаться и с группой новокрестьянских поэтов.

Из-за выпущенного сборника, в том числе и «Радуницы», Есенин получил более широкую известность. Она дошла и до самой Императрицы Александры Федоровны. Она часто звала Есенина в Царское Село, чтобы он мог читать свои произведения ей и ее дочерям.

В 1917 году случилась революция, которая отразилась и на трудах гения. Он получил «второе дыхание» и, воодушевленный, решил выпустить поэму 1917 года под названием «Преображение». Она вызвала большой резонанс и даже критику, так как в ней было много лозунгов Интернационала. Все они были поданы совершенно иным способом, в стилистике Ветхого Завета.


Менялось и восприятие мира, приверженность к церкви. Поэт даже заявил об этом в открытую в одной из своих поэм. Потом он стал ориентироваться и на Андрея Белого, стал общаться с поэтической группой «Скифы». К работам конца двадцатых годов относятся:

  • Петроградская книга «Голубень» (1918).
  • Второе издание «Радуница» (1918).
  • Серия сборников 1918-1920 годов: Преображение и Сельский часослов.

Период имажинизма начался с 1919 года. Под ним подразумевается использование большого количество образов, метафор. Сергей заручается поддержкой В.Г. Шершеневича и основывает свою группу, которая впитала и традиции футуризма, стиль . Важным отличием было и то, что произведения носили эстрадный характер, предполагали открытое чтение перед зрителем.


Это придавало группе большую известность на фоне ярких выступлений с применением. Тогда были написаны:

  • «Сорокоуст» (1920).
  • Поэма «Пугачев» (1921).
  • Трактат «Ключи Марии» (1919).

Также известно, что в начале двадцатых Сергей стал заниматься реализацией книг, арендовал лавку для продажи печатных изданий. Она находилась на Большой Никитской. Это занятие приносило ему доход и немного отвлекало от творчества.


После общения и обмена мнениями, стилистическими приемами с А. Мариенгофом Есенином были написаны:

  • «Исповедь хулигана» (1921), посвященная актрисе Августе Миклашевской. В ее честь было написано семь стихотворений из одного цикла.
  • «Трерядница» (1921).
  • «Не жалею, не зову, не плачу» (1924).
  • «Стихи скандалиста» (1923).
  • «Москва кабацкая» (1924).
  • «Письмо к женщине» (1924).
  • «Письмо матери» (1924), которое является одни из лучших лирических стихотворений. Оно было написано перед приездом Есенина в родное село и посвящено своей матери.
  • «Персидские мотивы» (1924). В сборнике можно увидеть известное стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

Сергей Есенин на пляже в Европе

После этого поэт стал часто путешествовать. Его география поездок не ограничилась одним лишь Оренбургом и Уралом, он даже побывал и в Средней Азии, Ташкенте и даже Самарканде. В Урдах он часто заходил в местные заведения (чайхана), путешествовал по старому городу, завел новые знакомства. Его вдохновила и узбекская поэзия, восточная музыка, а также архитектура местных улочек.

После женитьбы последовали многочисленные поездки в Европу: Италию, Францию, Германию и другие страны. Есенин даже несколько месяцев проживал в Америке (1922-1923 года), после чего были сделаны записи с впечатлениями о проживании в этой стране. Они были напечатаны в «Известиях» и названы «Железным Миргородом».


Сергей Есенин (в центре) на Кавказе

В середины двадцатых была осуществлена и поездка на Кавказ. Есть предположение о том, что именно в этой местности был создан сборник «Красный восток». Он был выпущен в печать на Кавказе, после чего в 1925 году свет увидело и стихотворение «Послание евангелисту Демьяну». Период имажинизма продолжался до момента, пока гений не поссорился с А. Б. Мариенгофом.

Также критиканом и известным оппонентом Есенина считался . Но вместе с тем они не выказывали неприязнь публично, хотя их часто сталкивали лбами между собой. Все обходилось критикой и даже уважением к творчеству друг друга.

После того, как Сергей решил порвать с имажинизмом, он начал давать частые поводы для критики своего поведения. Например, регулярно после 1924 года стали выходить различные уличающие статьи о том, что он был замечен в пьяном состоянии или же устраивал дебоши, скандалы в заведениях.


Но такое поведение было всего лишь хулиганством. За счет доносов недоброжелателей был открыто сразу же несколько уголовных дел, которые позже были закрыты. Самым громким из них является Дело четырёх поэтов, в котором значились обвинения в антисемитизме. В это время пошатнулось и здоровье литературного гения.

Что касается отношения советской власти, то она беспокоилась о состоянии поэта. Есть письма, свидетельствующие о том, что Дзержинского просят помочь и спасти Есенина. В них значится о том, чтобы к Сергею приставили работника ГПУ, который бы не давал ему спиться. Дзержинский отреагировал на просьбу и привлек своего подчиненного, который так и не смог найти Сергея.

Личная жизнь

Гражданской женой Есенина была Анна Изряднова. С ней он познакомился тогда, когда работал помощником корректора в типографии. Результатом этого брака стало рождения сына Юрия. Но брак долго не удержался, так как уже в 1917 году Сергей женился на Зинаиде Райх. За это время у них родились сразу двое детей - Константин и Татьяна. Этот союз также оказался скоротечным.


В официальный брак поэт вступил в Айседорой Дункан, которая профессионально занималась танцами. Эта история любви запомнилась многим, так как их отношения были красивыми, романтичными и отчасти публичными. Женщина была известной танцовщицей в Америке, что подогревало интерес публики к этому браку.

При этом Айседора была старше своего супруга, но разница в возрасте им не помешала.


С Дункан Сергей познакомился в частной мастерской в 1921 году. Потом они стали вместе путешествовать по всей Европе, а также четыре месяца проживали в Америке - на родине танцовщицы. Но после возвращения из-за заграницы брак был расторгнут. Следующей женой стала Софья Толстая, которая была родственницей известного классика, союз также распался меньше, чем через год.

Также жизнь Есенина была связана и с другими женщинами. Например, Галина Бениславская была его личным секретарем. Она всегда была рядом с ним, отчасти посвятив свою жизнь этому человеку.

Болезнь и смерть

У Есенина были проблемы с алкоголем, о которых знали не только его знакомые, но и сам Дзержинский. В 1925 году великий гений был госпитализирован в платную клинику Москвы, специализирующуюся на психоневрологических расстройствах. Но уже 21 декабря лечение было закончено или, возможно, прервано по желанию самого Сергея.


Он решил временно переехать жить в Ленинград. Перед этим он прервал работу с Госиздатом и снял все свои средства, которые лежали на государственных счетах. В Ленинграде он проживал в гостинице и часто общался с разными литераторами: В. И. Эрлихом, Г. Ф. Устиновым, Н. Н. Никитиным.


Смерть настигла этого великого поэта неожиданно 28 декабря 1928 года. До сих пор не выяснены обстоятельства, при которых Есенин ушел из жизни, а также сама причина смерти. Это случилось 28 декабря 1925 года, а сами похороны прошли в Москве, где и сейчас находится могила гения.


В ночь на 28 декабря было написано практически пророческое прощальное стихотворение. Поэтому некоторые историки предполагают, что гений совершил самоубийство, но это не является доказанным фактом.


В 2005 году был снят российский фильм «Есенин», в котором главную роль сыграл . Также перед этим был снял и сериал «Поэт». Обе работы посвящены великому русскому гению и получили положительные отзывы.

  1. Маленький Сергей пять лет неофициально был сиротой, так как его опекал дед по матери Титов. Женщина просто отсылала отцу средства на содержание сына. Отец в это время работал в Москве.
  2. В пять лет мальчик уже умел читать.
  3. В школе Есенину было дано прозвище «безбожник», так как его дед когда-тот отрекся от церковного ремесла.
  4. В 1915 году началась служба в армии с последующей отсрочкой. Потом Сергей снова оказался на военных лавах, но уже в качестве санитара.

В первой половине 20-х годов XX столетия Сергея Александровича Есенина (1895-1925) единодушно признавали и поклонники, и критики самым лучшим поэтом молодой Советской Социалистической Республики, свергнувшей власть помещиков и капиталистов. Будучи выходцем из крестьян, он считался ярким представителем новокрестьянской поэзии. Впоследствии, при участии Есенина, был основан "Орден имажинистов". Правильнее его назвать литературной группой, придерживающейся нового литературного течения.

Поэту довелось жить в то время, когда рушились старые устои, а им на смену шло новое и неведомое. В этой непростой ситуации Сергей Александрович больше тяготел к уходящей в небытие Руси, к "золотым бревенчатым избам". Добрая деревенская атмосфера была ему знакома с детства, а, следовательно, ближе и роднее развевающихся красных знамён и пламенных речей с броневиков. Поэт был прекрасным знатоком подлинной русской души. Именно это люди и ценили в нём, а поэтому огромной трагедией для страны стала неожиданная смерть Сергея Есенина 28 декабря 1925 года.

Причина смерти Есенина

Жизнь поэта оборвалась в 30 лет. Он покинул бренный мир на пике своего творчества. По общепринятому мнению причиной трагедии стала депрессия. Она присуща всем творческим личностям, так как эти люди постоянно находятся в поиске смысла своего существования. Им не дано безмятежно почивать на лаврах, а собственные произведения, восхваляемые другими, кажутся неинтересными, бездарными и блеклыми.

В данном случае депрессию усугубило одиночество. Личная жизнь у поэта определённо не ладилась. 30 июля 1917 года состоялось венчание Сергея Александровича с его первой женой Зинаидой Николаевной Райх (1894-1939). Но семейная жизнь продолжалась недолго. 5 октября 1921 года брак был расторгнут по инициативе самого поэта. В 1922 году брошенная жена связала себя узами Гименея с Всеволодом Мейерхольдом, который был старше её на 20 лет. А в ночь на 15 июля 1939 года Зинаида Николаевна была зверски убита в своей московской квартире. Убийц так и не нашли.

Осенью 1921 года Есенин познакомился с американской танцовщицей Айседорой Дункан (1877-1927). Брак с ней был официально оформлен в 1922 году, а расторгнут в 1924 году. То есть семейные отношения у нашего героя опять же не сложились. Тут, как говорится, нашла коса на камень. Люди, близко знавшие эту пару, отмечали постоянные скандалы и выяснения отношений. Вторая жена поэта также закончила свою жизнь трагически. Она поехала кататься на автомобиле, длинный шарф намотался на ось колеса и удушил танцовщицу.

18 октября 1925 года Сергей Александрович зарегистрировал брак с третьей и последней женой Софьей Андреевной Толстой (1900-1957). Но этот брак продлился чуть более 2-х месяцев, и уже с первых дней не казался счастливым для друзей и знакомых. Молодожёны практически не жили вместе, что только усугубило одиночество поэта.

Жёны Сергея Есенина
Слева направо: Зинаида Райх, Айседора Дункан, Софья Толстая

Нужно также отметить, что в последние годы своей жизни Есенин был предрасположен к алкоголю. Он любил хорошо выпить, пошуметь и поскандалить. Такое поведение обратило на себя пристальное внимание со стороны ГПУ. Дурные наклонности Сергея Александровича не устраивали чекистов, так как противоречили образу яркой творческой личности, взлелеянной социалистическим государством рабочих и крестьян. У поэта также начались идеологические разногласия с советской властью. А это было гораздо серьёзнее пьянок и скандалов.

В ноябре наш герой прошёл курс лечения в психоневрологической больнице. Причиной стала расшатанная психика. Тут сказалась неудачная семейная жизнь, злоупотребление вредными привычками и творческий кризис. Врачи сделали всё, что могли, и в первых числах декабря Сергей Александрович распрощался с клиникой.

В последней декаде декабря Есенин уехал из Москвы в Ленинград. Поселился он в гостинице "Англетер". Здесь в номере №5 и произошла трагедия. На поэта с удвоенной силой навалились депрессия, одиночество, безысходность. Не выдержав этого груза, он повесился. Такова официальная версия, вполне правдоподобно объясняющая смерть Сергея Есенина.

Однако нашлись люди, поставившие под сомнение официальное заключение. И в наши дни существует мнение, что поэта убили чекисты. Его идеологические взгляды стали расходиться с официальными. Это и послужило причиной преступления против талантливой личности. Но на чём основаны подобные подозрения? Ведь год-то не 37, а всего лишь 25. Разница огромная, можно сказать, пропасть. Но давайте внимательно рассмотрим документы, составленные в связи со смертью талантливого русского поэта.

Документы следствия

Когда с человеком случается несчастье, то сразу же появляются представители правоохранительных органов. Они осматривают место происшествия и составляют соответствующий акт. Такой акт был составлен и при обнаружении тела Есенина. Писал его участковый 2-го отделения Ленинградской милиции товарищ Горбов.

Акт осмотра места происшествия

Настоящий акт составлен 28 декабря 1925 года участковым Горбовым в присутствии управляющего гостиницей тов. Назарова Василия Михайловича и понятых о найденном трупе повесившегося гражданина в номере гостиницы. Согласно телефонному сообщению управляющего гостиницей, поступившему в отделение милиции, я прибыл на место и обнаружил следующее: на верёвке, привязанной к трубе центрального отопления, висит мужчина. Лицом он обращён к трубе. Кисть правой руки обхватила трубу. Тело висит под потолком, а от ног до пола более метра.

На полу, возле повешенного, лежит опрокинутая тумба. Рядом также лежит канделябр, который раньше, видимо, стоял на ней. При снятии трупа и его осмотре на правой руке выше локтя с внутренней стороны обнаружен порез. На кисти левой руки имеются царапины. Под левым глазом синяк. На тело надеты: серые брюки, белая ночная рубашка, чёрные носки, чёрные туфли. В документах указано, что повесившийся является Есениным Сергеем Александровичем, прибывшим в Москву 24 декабря 1925 года. При нём имеется удостоверение за номером 42-8516 и доверенность на получение 640 рублей.
Подписи:
В. Назаров
(Понятые) В. Рождественский, П. Медведев, М. Фроман, В. Эрлих.
Сотрудник милиции (первые буквы неразборчиво) …шинский.
Участковый 2-го отд. ЛГМ Н. Горбов.

Вынутое из петли тело Есенина

Любой специалист от криминалистики может сразу сказать, что на основании данного акта нельзя сделать заключение о самоубийстве. Документ составлен, мягко говоря, непрофессионально. Место происшествия не осмотрено должным образом. Первое, на что следовало обратить внимание, состояние замков двери, запоров на окнах, наличие ключа в замочной скважине. Не указано, в каком состоянии находились вещи в номере: лежали они аккуратно или были разбросаны.

Ничего не ясно об одежде на теле покойного. Была она порвана, расстегнута, спущена или находилась в нормальном и аккуратном состоянии. Наблюдались ли пятна крови или какие-то иные пятна на полу, столе, кровати. Каким предметом была порезана рука у трупа. Где поэт взял верёвку, чтобы осуществить акт суицида. На акте не указано время его составления. Нет также отметок о начале и окончании следственных действий.

Данные огрехи в работе участкового вызвали серьёзные подозрения у независимых исследователей, тщательно изучавших смерть Сергея Есенина. Сформировалось мнение, что подобным образом чекисты пытались скрыть убийство и представить его как суицид. Сам акт написан с орфографическими ошибками, а изложенные в нём факты отражены косным языком. Горбов же в своё время работал наборщиком в типографии, а затем политруком в войсках, поэтому можно допустить, что акт написан не им. Однако перечисленная деятельность не может служить доказательством идеальной грамотности.

Даже учителя русского языка допускают ошибки, что уж говорить о выходцах из крестьянской среды. В России в то время подавляющее большинство населения было безграмотным. Ситуация улучшилась лишь во второй половине 30-х годов, когда получившая среднее образование молодёжь пошла работать на предприятия и в учреждения.

Некоторые независимые исследователи предполагают, что в убийстве молодого поэта был замешан сам Горбов. Сюда же относят секретаря Ленинградского совета Леонова и начальника городской милиции Егорова. Смерть Сергея Есенина также связывают с его другом поэтом Вольфом Эрлихом, так как тот, якобы, являлся секретным сотрудником ГПУ.

Что касается сотрудничества с политическим управлением, то в то время очень многие граждане выражали готовность ему помогать. Жизнь была трудная, голодная. В стране существовала безработица, а людям надо было как-то выживать, кормить детей, получать хоть какие-то деньги. Агенты имели возможность устроиться на работу и вести более-менее приемлемое существование. Это в сытые и пьяные 70-е годы, когда велись основные независимые расследования, каждый гражданин имел гарантированный кусок хлеба. А поэтому трудно было понять людей, живших на 50 лет раньше.

Но давайте от акта осмотра места происшествия перейдём к акту вскрытия. Проводил его судебно-медицинский эксперт А. Г. Гиляревский.

Акт вскрытия

29 декабря 1925 года в покойницком отделении Обуховской больницы было произведено вскрытие трупа гражданина Есенина Сергея Александровича.

Покойному 30 лет. Физическое развитие правильное, упитанность нормальная. Кожный покров бледный. Зрачки расширены равномерно. Отверстия носа свободные, губы сомкнутые. Кончик языка зажат между зубами. Половые органы отвечают норме, заднепроходное отверстие чистое. Нижние конечности имеют тёмно-фиолетовый цвет. На них имеются точечные кровоизлияния. В середине лба вдавленная вертикальная борозда длиной 4 см и шириной 1,2 см. Под левым глазом ссадина.

Над гортанью на шее имеется красная борозда. Она направлена слева вверх и заканчивается возле ушной раковины. Справа борозда идёт вверх к затылку. Ширина борозды соответствует диаметру гусиного пера. В нижней трети правого плеча наблюдается царапина на коже длиной 4 см. В нижней трети левого плеча имеется горизонтальная царапина и 3 вертикальных царапины. Длина каждой из них около 3 см. Других повреждений не обнаружено.

Череп повреждений не имеет. В месте вдавленной борозды на лбу наблюдается кровоподтёк. Вес мозга 1920 грамм, сосуды в норме. Мозговое вещество в местах разрезов блестит. Брюшные органы расположены правильно. Брюшина гладкая, кишечные петли имеют красный цвет. В пищеводе имеются следы пищевой смеси. В гортани и трахее наблюдается пенистая слизь. Лёгкие расположены в грудной клетке свободно. Размеры сердца соответствуют кулаку покойника. Клапаны и отверстия в норме.

В желудке обнаружено 300 грамм полужидкой пищевой смеси. От неё исходит слабый винный запах. Капсула селезёнки морщинистая. Печень тёмно-красная. Почки тёмно-красные. Почечный канал в норме.

Заключение
На основании данных вскрытия следует утверждать, что смерть Сергея Есенина наступила от асфиксии. Та возникла в результате сдавливания дыхательных путей через повешение. Обнаруженное на лбу вдавливание могло стать результатом давления при повешении. Тёмно-фиолетовый цвет нижних конечностей и точечные кровоподтёки на них указывают, что покойник очень долгое время находился в петле. Раны, имеющиеся на верхних конечностях, не представляют никакой опасности для жизни.
Подписи:
Судебно-медицинский эксперт Гиляревский.
Понятые – неразборчивые подписи.

Прощание с великим поэтом

Так убийство или самоубийство?

Достаточно ли объективен данный акт вскрытия? Некоторые независимые исследователи считали, что нет. Поэтому в 1989 году была создана специальная комиссия по расследованию смерти поэта. Председателем комиссии являлся Юрий Львович Прокушев (1920-2004). Это заслуженный деятель науки, литературовед и писатель.

По просьбе комиссии бала проведена тщательная экспертиза. Патологоанатомы изучили документы тех лет, ознакомились с архивами КГБ и подвергли анализу посмертные снимки поэта. В результате у специалистов сформировалось мнение, опровергающее заявления независимых исследователей.

Так сторонники убийства утверждали, что повеситься на вертикальной трубе отопления невозможно. Даже проводили эксперимент: завязывали на трубе ремень, и он соскальзывал вниз. К тому же, с учётом высоты потолка 4 метра, поэт, рост у которого был около 170 см, просто не смог бы закрепить своё орудие убийства под потолком.

Однако в соответствии с экспертизой было установлено, что высота потолка в номере №5 составляла 3,52 метра. Имелась подставка с высотой 1,5 метра. Поэтому поэт, обладавший средним ростом, мог без труда закрепить под самым потолком на гладкой трубе хлопчатобумажную, пеньковую или шёлковую верёвку диаметром 0,8-1 см. При этом верёвка могла выдержать груз более 100 кг.

Но существует более весомый аргумент, указывающий на то, что дело нечисто. Это вдавленная борозда на лбу. Она отражена в акте вскрытия. Некоторые независимые эксперты утверждали, что подобную травму можно нанести только тяжёлым тупым предметом. Это породило мнение, что смерть Сергея Есенина являлась насильственной.

Увы, данное вдавливание тоже нашло вполне логическое объяснение, исключающее зловещее вмешательство чекистов в жизнь поэта. Глубина борозды 3-5 мм и соответствует глубине кожного покрова. Но откуда могло появиться такое образование? Лицом труп был обращён к трубе. Это указано в акте осмотра. Вдавливание могло возникнуть от контакта с твёрдым предметом цилиндрической формы, то есть трубой. Агонизирующий человек с силой прижался лбом к ней. А вот никаких повреждений лобной кости обнаружено не было. Следовательно, не было ни тупого предмета, ни черепно-мозговой травмы.

Какой же напрашивается вывод ? Скорее всего, поэт покончил жизнь самоубийством. На это указывает хотя бы то, что в последние годы свое жизни Сергей Александрович очень часто говорил о смерти. Подсчитали количество подобных упоминаний в произведениях литератора. На последние два года их приходилось 397. Причём в половине стихов поэт говорит о собственной смерти и самоубийстве.

В наши дни официальной считается версия самоубийства. Она подкреплена мнениями очень авторитетных и уважаемых людей. Но каждый разумный человек понимает, что раз не было прямых свидетелей, то утверждать что-то со 100% уверенностью - нельзя. Поэтому можно допустить, что Есенина убили. Однако нужны доказательства, а их нет, и уже не будет. Так что остаётся лишь предполагать и фантазировать, а это у людей очень хорошо получается.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком...

Кто же не знает этого стихотворения известного мастера слова Сергея Есенина? Словно роща из собственного стиха, отговорил и Сергей Александрович 28 декабря 1925 года. Разговоры о том, какой на самом деле была смерть Есенина, не прекращются до сегодня. Было ли это самоубийство, как написано в протоколе о смерти? Или все-таки, с помощью недоброжелателей распрощался с жизнью русский поэт?

Самоубийство

По утверждению сотрудников милиции и судмедэкспертов, расследовавших это дело, был совершен акт суицида. Воспоминания некоторых друзей, которые были рядом с поэтом в его последние дни, тоже указывают на это. Ни для кого не секрет информация о злоупотреблению Есениным алкоголя. В результате алкоголизма частые расстройства психики заставили его согласиться на стационарное лечение в психиатрической клинике 1-го университета в конце ноября. Неожиданностью для всех стала внезапная выписка Сергей Александровича А через три дня он уехал гостинице "Англетер". 23 декабря в гости к поэту заходил которому первый передал текст стиха " До свиданья, друг мой, до свиданья". Он и видел Есенина последним. 28 декабря Елизавет Устинова, жена пришла с приглашением в гости к Есенину, а затем пришел Эрлих. Дверь упорно никто не открывал. Заподозрив неладное, они позвали администрацию гостиницы. Открыв двери все увидели труп поэта, подвешенный к отопительной трубе. Внезапная смерть Есенина потрясла всех, возможно из-за этого и родилось столько слухов. Судмедэксперт Александр Гиляревский так постановил причину смерти: как сдавливание дыхательный путей вследствие повешения. Все осмотры и составление соответственных документов проводились в присутствии понятых. Также было установлено, что вмятина на лбу погибшего - следствие соприкосновения с отопительной трубой. Вмятина над правым глаза образовалось от контакта с горячей трубой, и в результате кожа высохла и сморщилась.


В ходе было сделано 7 слепков головы поэта, на основе которых и сделаны данные выводы. Расстройство психики у погибшего подтверждает медицинское заключение от 24 марта 1924 года психиатрической клиники 1-го МГУ.

Убийство

Тайна смерти Есенина не разгадана до сих пор. Многие противники власти настаивают на убийстве поэта. И к тому же находят много аргументов по этому поводу. Во-первых, смерть Есенина нисколько не связана со стихом, посвященным Вольфу Эриху. Мать русского поэта, Татьяна Федоровна утверждает, что стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья" было создано за несколько месяцев до гибели. И ничего суицидального в нем нет, поскольку строки были посвящены Алексею Ганину, другу Есенина, который был приговорен к Вот только вопрос: зачем посвящать такой печальный стих другу, который ожидает смерти? Еще одна несостыковка состоит в том, что смерть Есенина не подтверждена никакими бумагами кроме нескольких актов и протоколов дознаний. Отсутствуют документы с описанием места происшествия и проведением следственных экспериментов. К тому же пятно на правом веке сторонники этой точки зрения рассматривают как след от пули.

В январе 1926 года дело по поводу смерти уже было закрыто, и ни один документ не был добавлен в дело.Сергей Есенин, смерть которого наступила 25 декабря 1925 года, был открытым человеком и никакого изменения в поведении друзья не замечали.

Истинной причины до сих пор не найдено. Так может оставить в покое мастера прекрасного слова, настоящего умельца не только писать, но и мыслить метафорично? Сторонники самоубийства не берут во внимание факты, приведенные другими, а вторые, в свою очередь, не принимают доказательств первых. Может, лучше оставить в покое смерть Есенина, какой бы она ни была? Лучше дать ему спокойно отдохнуть на том свете, а нам продолжать наслаждаться его стихами на свете этом.

О взаимоотношениях с властью

Адепты версии насильственной смерти поэта вовсю напирают на роковые конфликты Есенина с властями. Конфликты были, но лишь на почве кабацкого буйства поэта. Есенина 10 раз доставляли в милицию. Но не для того, чтобы пытать, а для «вытрезвления». Цитирую его собрата по перу В. Ходасевича, близко знавшего Есенина: «Относительно же Есенина был отдан в 1924 году приказ по милиции – доставлять в участок для вытрезвления и отпускать, не давая делу дальнейшего хода».

Власти довольно трогательно относились к певцу «Руси советской». Единственная поэма, которую с огромной натяжкой можно отнести к критической по отношению к властям – это «Страна негодяев». Там у Есенина присутствует герой по фамилии Лейбман с псевдонимом Чекистов. Если кто не знает, имя одного из вождей революции Троцкого-Бронштейна – Лейб. Разве этим совпадением можно было смертельно обидеть Лейба Давидовича? Есть и другие «страшные» словеса, которые произносит Махно (в поэме бандит Номах): «Стадо! Стадо! …Ваше равенство – обман и ложь. Для глупцов – хорошая приманка. Подлецам – порядочный улов». Но бандит и должен говорить страшилки, на то он и бандит. Вот и все диссидентство.

Зато сколько проникновенных строк Есенин излил на бумагу в пользу большевистских дел! А на смерть Ленина поэт откликнулся так, как может откликнуться только большой поэт-лирик: «И вот он умер… Того, кто спас нас, больше нет. А те, кого оставил он, страну в бушующем разливе должны заковывать в бетон».

Есенинская враждебность к большевикам – это миф. Конечно, по пьяной лавочке Сергей Александрович начинал фордыбачить и, бывало, произносил всякое непотребство, но к его кабацкому фрондерству власти относились снисходительно. Если бы он являл опасность для властей, его бы запросто обвинили в каком-нибудь заговоре и шлепнули бы, как, например, поэта Николая Гумилева.

Есенин был на короткой ноге со многими чекистами. В частности, любил таскать за собой по вечеринкам известного чекиста-мокрушника Якова Блюмкина, порешившего летом 1918 года самого германского посла. Есенин, по словам Ходасевича, для куража мог предложить честной компании съездить посмотреть на расстрел «контры». «Я это вам через Блюмкина в одну минуту устрою», – вполне серьезно заявлял распалившийся поэт-лирик.

«Себя усопшего в гробу я вижу…»

На фоне развивающегося алкоголизма обострились некоторые черты характера, до того присутствовавшие в терпимых дозах. Есенин становился патологически обидчивым, им все чаще овладевали приступы черной меланхолии. В мае 1925 года, увидев поэта, прозаик А. Вронский сказал: «Впервые я остро почувствовал, что жить ему недолго и что он догорает».

Мания смерти в последний год буквально съела поэта. Исследователи его творчества отмечают «около 400 случаев упоминания смерти в произведениях С. Есенина, из них более трети приходится на последние два года, причем в половине этих стихов поэт говорит о своей смерти, о самоубийстве».

«Вот помру, тогда узнаете, кого потеряли. Вся Россия заплачет», – все чаще повторял поэт своим приятелям.

За два месяца до смерти в своей последней поэме «Черный человек» он напишет о себе: «Друг мой, друг мой, я очень и очень болен».

Немногим ранее Есенин выводил нетвердой рукой в своих стихах: «Одержимый тяжелой падучей, я душой стал, как желтый скелет».

Поэт и раньше пытался покончить с собой. Он ложился под колеса дачного поезда, в Баку бросался в нефтехранилище, резал стеклом вены. Но тогда с ним рядом находились друзья и трагедии удавалось избежать.

За три недели до трагической развязки друзьям поэта удалость положить его в московскую клинику под присмотр доктора Ганнушкина, большого почитателя таланта поэта. Цели было две – спасти поэта от судебного преследования (в сентябре Есенин в поезде учинил пьяный дебош с антисемитскими эскападами по адресу едущих с ним в одном вагоне кремлевских чиновников) и заодно подлечиться. О своем последнем лечении Есенин рассказывал Мариенгофу: «Мне очень здесь хорошо… только немного раздражает, что день и ночь горит синенькая лампочка… и еще – не позволяют закрывать дверь … Все боятся, что покончу самоубийством».

Стих-прощание «До свиданья, друг мой, до свиданья … В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей» написан Есениным кровью на блокнотном листе за сутки до своей трагической смерти.

Смерть поэта

Апологетов версии убийства Есенина вдохновляют ряд моментов в описании места трагедии и самого тела висельника. Ими утверждается, что Есенин, имея рост 1,68 м, не мог подвесить себя под потолком высотой более 4,5 метра, да еще на вертикальной трубе отопления. Далее любят указывать на вдавленную борозду на лобной части (она заметна даже на посмертных масках поэта), наличие темного пятна на верхнем веке правого глаза, согнутой руке, якобы обхватившей трубу, неповрежденные хрящи гортани, отсутствие «странгуляционной борозды» и многое другое по мелочи. В 1989 и 1992 годах были проведены две независимые судебно-медицинские экспертизы Минздрава РФ. Вердикт обеих абсолютно неутешителен для сторонников версии убийства. На все вопросы есть ответы.

Следственный эксперимент показал, что можно закрепить ремень (Есенин повесился на ремне от чемодана) и к свободному концу приложить нагрузку до 100 кг, при этом ремень не соскальзывает. Высота потолка гостиницы не 4,5 м, а всего 3,5 м. При наличии подставки 1,5 м (тумбочка такой высоты была обнаружена опрокинутой в номере гостиницы) и росте самоубийцы 1,68 м можно прочно закрепить узел под потолком.

Следствием установлено, что «вдавливание в мягких покровах лобной области образовалось в результате длительного контакта с цилиндрическим предметом (т.е. с трубой парового отопления), с предметом горячим …». Потому борозда сохранилась вплоть до похорон. Темное пятно на верхнем веке не след от пули, а пятно от «высыхания вершины кожной складки, сформировавшейся… при контакте лица с цилиндрическим предметом». Странгуляционная борозда хорошо просматривается даже на ретушированных снимках. Хрящи гортани не обязательно должны повреждаться при повешении, тем более когда петля не затянута, что имело место в случае с Есениным. Закрытие дыхательных путей при повешении не играет главной роли. Основное в таких случаях – пережатие сосудов шеи. При этом резко повышается внутричерепное давление, и человек почти мгновенно теряет способность координировать свои действия и освободиться от петли. Очень многие, решившие попугать близких самоповешением «понарошку», отправлялись в мир иной по-настоящему. Есенин, очевидно, инстинктивно пытался удержать себя в момент короткой агонии, ухватившись правой рукой за трубу. Так она у него и закоченела в согнутом положении.

Вместо эпилога

«Самоубийство может совершаться и по мотивам эстетическим, из желания умереть красиво, умереть молодым, вызвать к себе особую симпатию. Самоубийство Есенина, самого замечательного русского поэта после Блока, вызвало культ его личности» , – писал на смерть поэта выдающийся русский философ Николай Бердяев.

Анатолий Мариенгоф в своих воспоминаниях напишет, что Есенин «догнал славу на следующий день после смерти».

Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть.
Сергей Есенин, 1925