Политическое развитие Новгородской земли во второй по швине XIII-XIV веках характеризуется укреплением республиканских форм правления. Когда в период великого княжения Александра Невского Новгород стал признавать над собой сюзеренитет великого князя владимирского (князья других ветвей, кроме суздальских Юрьевичей, в эпоху после нашествия Батыя в Новгороде уже не появлялись), князья в Новгороде еще обладали реальной исполнительной властью: в компетенцию князя входило утверждение судебных актов, поземельных и имущественных сделок, документов, регулирующих торговые конфликты. Но в конце XIII века происходит изъятие этих вопросов из ведения князя в пользу реснубли- канского судопроизводства171. С этого времени сюзеренитет великих князей над Новгородом носил во многом номинальный характер.

В XIV веке в политике Новгорода важную роль начинают играть взаимоотношения с Литвой. И.Б. Греков считал, что правители Великого Новгорода в этом столетии постоянно лавировали между великим Владимирским княжением и великим княжеством Литовским, приглашая к себе то литовских князей, то “московско-владимирских”172. Однако ставить знак равенства между отношениями Новгорода к Северо-Восточной Руси и к Литве неправомерно. Литовские князья, приходившие в Новгород в XIV веке, не занимали новгородского княжеского стола: им давались новгородским боярским правительством определенные территории в “кормление” с тем, чтобы они обороняли эти земли от Ордена и Швеции173. Когда в 1333 году в Новгород приехал князь Наримант Гедиминович, “даша ему Ладогу, и Ор-Ьховыи, и Кор-Ьльскыи и Норильскую земли, и половину Копорьи (все это пограничные со шведскими и орденскими владениями земли - А.Г.) въ отцину и в дкдЬну, и его дЬтемта”174. Вскоре Наримант оставил Новгород175. В 1379 г. туда приехал его сын Юрий176 и получил, по-видимому, те же волости. В 1383 г. в Новгороде появляется князь Патрикий Наримантович, “и даша ему кормление: Ор"кховъ город, Кор’кльскыи город, и пол- Копорья города и Луское село”177, т. е. земли того же региона; в следующем году новгородское правительство дало вместо Орехового и Корельского Патрикию Русу и Ладогу178. В 1386 г. Патрикий участвует в обороне Новгорода от войск великого князя Дмитрия Ивановича179. В 1389-1392 гг. в Новгороде пребывает князь Семен (Лугвень) Ольгердович180. Когда он появляется здесь вторично в 1407 г., “даша ему новгородци пригороды, который бьигі преже сего за ним”181, т. е. и Семен сидел не в самом Новгороде, а в “пригородах” - городах, находящихся под новгородской властью.

Иными были отношения с князьями Северо-Восточной Руси. Великий князь владимирский, как сюзерен Новгородской республики, имел право держать своих наместников в самой ее столице. Великокняжеские “наместники” в Новгороде упоминаются в новгородском летописании XIV в. под 1304, 1312, 1314, 1315, 1316 (наместники Михаила Тверского), 1327, 1333, 1339 гг. (наместники Ивана Калиты), 1342 г. (наместник Семена Ивановича Борис), 1348 г.

(наместники Семена Ивановича), 1360 (наместники Дмитрия Константиновича Суздальского, бывшего в то время великим князем владимирским), 1367 г. (наместник Дмитрия Ивановича Московского), 1375 г. (наместник Дмитрия Ивановича Иван ІІрокшинич), 1386 г. (наместники Дмитрия Ивановича, присланные в Новгород после заключения мира)182. Наместники великого князя фигурируют также в договорных грамотах Новгорода с немцами 1338, 1342, 1370/71, 1371 и 1372 гг. (причем наместник ставится в текстах договоров перед посадником и тысяцким - высшими должностными лицами Новгородской республики; раньше “наместника великого князя” упоминается лишь архиепископ)183.

Безусловно, правящие круги Великого княжества Литовского рассматривали Новгородскую землю как объект своей возможной экспансии, а новгородская верхушка могла видеть в Литве противовес великим князьям владимирским во время конфликтов с ними (недаром появление служилых литовских князей в Новгороде по времени совпадало с конфликтами с владимирскими великими князьями)184. Но эти конфликты не ставили под сомнение тесную политическую связь Новгорода с Северо-Восточной Русью Новгородское правительство могло сталкиваться с великим князем по конкретным политическим вопросам185, могло даже предпочитать одних претендентов на великокняжеский стол другим18®, но сюзеренитет великих князей владимирских над Новгородом при этом под сомнение не ставился. Список новгородских князей в XIV веке называет (и следовательно, считает новгородскими князьями) только князей, занимавших (последовательно) великокняжеский владимирский стол: Андрея Александровича Городецкого, Михаила Ярославича Тверского, Юрия Даниловича Московского, Дмитрия Михайловича Тверского, Александра Михайловича Тверского, Ивана Даниловича Калиту, Семена Ивановича, Ивана Ивановича, Дмитрия Константиновича Суздальского, Дмитрия Ивановича Донского, Василия Дмитриевича187.

В XIV столетии только однажды, около 1398 г., в условиях особенно острого конфликта с Москвой из-за Двинской земли188, новгородское правительство, видимо, решило признать сюзеренитет над Новгородом великого князя литовского Витовта, но быстро отказалось от такого шага, что видно из грамоты, присланной Витов- том в Новгород в 1399 г.. “Князь Витовтъ Литовьскыи Кестутьевич приела в Новъгород възметную грамоту, рекъ тако: “обеще-

ствовал"Ь мя есте, что было вам за меня нятися, а мні было вам княземъ великымъ быти, а вас мні было боронити, и вы за мене не ялисн; и новгородці! князю Витовту от себе грамоту възметную о-іослапіа",!И, т. с. не признали его претензий.

Разное отношение Новгорода к великим княжествам Владимирскому и Литовскому видно и в титулатуре их правителей, применяемой в новгородском.летописании. Владимирские кня.їья XIV вновь восстановлен: с рубежа XIV-XV в. появляются прямые известия о получении псковичами князей-наместников от великого князя Василия Дмитриевича Московского199.

Дискуссии о происхождении власти в Киевской Руси.

В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства.

Концепции происхождения Древнерусского государства:

Материалистическая (классовая) : зарождение государства вследствие возникновения и развития совокупности социально-экономических и политических предпосылок в период распада родовых отношений (появление имущественного неравенства, социальная дифференциация, собственность на орудия труда и землю и т.д.)

Договорная : возникновение государства вследствие договора между людьми.

По поводу образования Древнерусского государства было много ожесточенных научных споров. Более 200 лет назад в исторической науке возникла так называемая «нормандская проблема». Дело в том, что древнейшие русские летописи упоминают о призвании в 862 г. в славянские земли князей-варягов. Так в русских источниках именуются жители Скандинавского полуострова. Их называют и по-другому – норманны. По поводу «призвания варягов» и образования Древнерусского государства острые идеологические дискуссии начались позже – в XVIII в., после преобразований Петра 1 и создания Академии наук. В первые десятилетия существования Академии её членами становились в основном ученые иностранного, как правило, немецкого происхождения. Именно немецкие исследователи Г.З.Байер, Г.Ф.Миллер, А.Л.Шлецер стали основоположниками норманнской теории, согласно которой русская государственность была привнесена из вне. Её основателями назывались не славяне, а пришельцы – скандинавы, бывшие якобы носителями более высокой культуры. В этот же период получила распространение и альтернативная теория – антинорманизм. Его основателями можно считать М.В.Ломоносова и В.К.Тредиаковского. Ломоносов справедливо называл славян древним народом, чья история началась задолго до прихода варяжских князей.

Большинство историков в той или иной степени были сторонниками норманнской теории. Вопрос о достоверности летописного сообщения ставился довольно редко, а дату призвания варягов считали началом русской государственности. В исторической науке ХХ в. норманнская теория подверглась серьёзной критике. Непримиримым её противником выступил крупный отечественный ученый, автор многих книг по истории Древней Руси Б.А.Рыбаков. В настоящее время большинство исследователей не отрицают определённого влияния норманнов на развитие русской государственности, но его степень, по их мнению, не стоит преувеличивать.

Теории возникновения государства восточных славян:

Славянская , или антинорманнская: отрицает роль варягов в образовании Древнерусского государства и призвание их на княжение (М.В.Ломоносов (XVIII), Б.А.Рыбаков (XX)).

Центристская : возникновение Древнерусского государства в результате внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов (А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва (ХХ) и большинство современных историков).

Норманнская : создание Древнерусского государства норманнами (варягами) с добровольного согласия славян, которые не могли этого сделать самостоятельно (Г.З.Байер, А.Л.Шлецер, Г.Ф.Миллер (XVIII), Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев (XIX))

Существует также точка зрения, что варяги были представителями южно-балтийского славянства, т.е. тех государственных образований, которые существовали на берегах Балтики и которые неоднократно упоминались в наших и зарубежных летописях. Впоследствии эти крупные племенные конфедерации были завоёваны германцами.

Особенности политического устройства Новгорода Великого.

Новгородская земля, занимавшая северо-западную территорию бывшего Древнерусского государства, Одна из первых стала выходить из-под власти киевского князя. В конце XI – начале XII в. Здесь сложилось своеобразное политическое образование, которое в современной исторической литературе называется феодальной республикой. Сами новгородцы именовали своё государство красиво и торжественно – «Господин Великий Новгород». Новгородские владения простирались от Финского залива на Западе до Уральских гор на Востоке, от Ледовитого океана на севере до границ современных Тверской и Московской областей на юге.

Высшая власть в Великом Новгороде принадлежала народному собранию – Вече. Главную роль в решении важнейших вопросов играл боярский совет (иначе говоря: «совет господ», или «300 золотых поясов»). Главой государства считался посадник. Свои полномочия он делил с князем. В отличие от других Русских земель в Новгороде князь не получал власть по наследству, а приглашался на княжение городом. Его главная задача заключалась в обеспечении защиты государства от внешних врагов. Совместно с посадником князь осуществлял судебные функции. Для содержания княжеского двора выделялись особые земельные угодья. Если князь не устраивал новгородцев, его изгоняли и приглашали другого. Помимо князя, военную функцию исполнял тысяцкий – глава городского ополчения. Большую власть в Великом Новгороде имел глава новгородской епархии – владыка, кандидатура которого согласовывалась с вече. Сам г. Новгород был разделён на несколько районов («концов»), каждым из которых управлял кончанский староста.

К середине 12-го столетия в Киевской Руси сформировалось 15 малых и больших княжеств. К началу 13-го века их число увеличилось до 50-ти. Распад государства имел не только отрицательный (ослабление перед нашествием татаро-монголов), но и положительный результат.

Русь в период феодальной раздробленности

В отдельных княжествах и вотчинах начался бурный рост городов, стали формироваться и развиваться торговые отношения с Прибалтикой и немцами. Заметны были и изменения в местной культуре: создавались летописи, возводились новые сооружения и прочее.

Крупные регионы страны

В государстве было несколько больших княжеств. Такими, в частности, можно считать Черниговское, Киевское, Северское. Однако наиболее крупными считались три на юго-западе, Новгородское и Владимиро-Суздальское княжество на северо-востоке. Это были основные политические центры государства того времени. Стоит отметить, что все они имели свои отличительные черты. Далее поговорим о том, какими были особенности Новгородского княжества.

Общие сведения

До сих пор не совсем ясны истоки, с которых началось развитие Новгородского княжества. Древнейшие упоминания о главном городе региона относятся к 859-му году. Однако предполагается, что в то время летописцы не использовали погодные записи (они появились к 10-11 веку), а собирали те легенды, которые были наиболее популярны в народе. После того как Русь переняла византийскую традицию составления сказаний, авторы должны были составлять рассказы, самостоятельно прикидывая даты, до начала погодных записей. Разумеется, такое датирование далеко неточно, поэтому доверять ему полностью не следует.

Княжество "Новгородская земля"

Каким был этот регион в обозначает "новый называли укрепленные поселения, окруженные стенами. Археологами было найдено три поселения, находившихся на территории, которую занимало Новгородское княжество. Географическое положение этих районов указано в одной из летописей. Согласно сведениям, область находилась на левом берегу Волхова (там, где сейчас расположен Кремль).

С течением времени поселения объединились в одно. Жители соорудили общую крепость. Она и получила название Новгорода. Исследователем Носовым была развита уже существовавшая точка зрения о том, что историческим предшественником нового города было Городище. Оно располагалось несколько выше, недалеко от истоков Волхова. Судя по летописям, Городище являлось укрепленным поселением. В нем пребывали князья Новгородского княжества и их наместники. Местные краеведы даже высказывали достаточно смелое предположение, что в резиденции жил и сам Рюрик. Учитывая все это, можно вполне утверждать, что от этого поселения и пошло Новгородское княжество. Географическое положение Городища можно считать дополнительным аргументом. Оно стояло на балтийско-волжском пути и считалось в то время достаточно крупным торгово-ремесленным и военно-административным пунктом.

Характеристика Новгородского княжества

В первые столетия своего существования поселение было небольшое (по меркам современности). Новгород был полностью деревянным. Он располагался по двум сторонам реки, что было достаточно уникальным явлением, поскольку обычно поселения находились на холме и на одном берегу. Первые жители сооружали свои дома неподалеку от воды, но не вплотную к ней, из-за довольно частых наводнений. Улицы города строились перпендикулярно Волхову. Чуть позже их соединили "пробойными" переулками, которые шли параллельно реке. С левого берега возвышались стены Кремля. В то время он был намного меньше, чем тот, что стоит в Новгороде сейчас. На другом берегу в Словенском поселке располагались усадьбы и княжеский двор.

Русские летописи

Новгородское княжество упоминается в записях достаточно мало. Однако эти немногочисленные сведения имеют особую ценность. В летописи, датированной 882-м годом, рассказано о из Новгорода. В результате объединились два восточнославянских крупных племени: полян и ильменских славян. Именно с того времени и начинается история Древнерусского государства. Записи 912-го года говорят о том, что Новгородское княжество платило скандинавам в год по 300 гривен за поддержание мира.

Записи других народов

Новгородское княжество упоминается и в византийских летописях. Так, например, император Константин VII писал о руссах в 10-м веке. В скандинавских сагах также фигурирует Новгородское княжество. Самые ранние сказания появились со времен правления сыновей Святослава. После его смерти между двумя его сыновьями Олегом и Ярополком разгорелась борьба за власть. В 977-м году произошла битва. В результате нее Ярополк разгромил войска Олега и стал великим князем, посадив в Новгороде своих посадников. Был еще третий брат. Но опасаясь быть убитым, Владимир бежал в Скандинавию. Однако его отсутствие было сравнительно недолгим. В 980-м году он вернулся в Новгородское княжество с наемными варягами. Тогда он разгромил посадников и двинулся на Киев. Там Владимир сверг Ярополка с престола и стал Киевским князем.

Религия

Характеристика Новгородского княжества будет неполной, если не говорить о значении веры в жизни народа. В 989 произошло крещение. Сначала оно было в Киеве, а затем и в Новгороде. Власть усилилась за счет христианской религии и ее единобожия. Церковная организация была построена по иерархическому принципу. Она стала мощнейшим инструментом становления русской государственности. В год крещения в Новгород был прислан Иоаким Корсунянин (византийский священник). Но, надо сказать, что христианство не сразу прижилось. Многие жители не спешили расставаться с верой своих предков. Согласно археологическим раскопкам, многие языческие обряды сохранились вплоть до 11-13 столетий. А, например, Масленица празднуется и сегодня. Хотя этому празднику придана несколько христианская окраска.

Деятельность Ярослава

После того как Владимир стал киевским князем, он отправил в Новгород сына Вышеслава, а после его кончины - Ярослава. С именем последнего связана попытка избавиться от влияния Киева. Так, в 1014-м году Ярослав отказался платить дань. Владимир, узнав об этом, стал собирать дружину, однако в ходе подготовки внезапно умер. На престол взошел Святополк Окаянный. Он убил своих братьев: Святослава Древлянского и причисленных впоследствии к лику святых Глеба и Бориса. Ярослав был в достаточно трудном положении. С одной стороны, он был совершенно не против захватить в Киеве власть. Но с другой - его дружина была недостаточно сильна. Тогда он решил обратиться к новгородцам с речью. Ярослав призывал народ захватить Киев, вернув, таким образом, себе обратно все, что было отобрано в виде дани. Жители согласились, и через некоторое время в битве у Любеча Святополк был на голову разбит и бежал в Польшу.

Дальнейшее развитие событий

В 1018-м году вместе с дружиной Болеслава (своего тестя и короля Польского) Святополк возвратился на Русь. В битве они разбили основательно Ярослава (он бежал с четырьмя дружинниками с поля). Он хотел отправиться в Новгород, а затем планировал двинуться в Скандинавию. Но жители не дали ему это сделать. Они порубили все ладьи, собрали деньги и новое войско, дав возможность князю продолжать сражаться. В это время, уверенный в том, что достаточно крепко сидит на престоле, Святополк поссорился с польским королем. Лишенный поддержки, он проиграл битву на Альте. Ярослав после сражения отпустил новгородцев домой, дав им особые грамоты - "Правду" и "Устав". По ним они должны были жить. В течение следующих десятилетий Новгородское княжество также зависело от Киева. Сначала в качестве наместника Ярослав прислал своего сына Илью. Затем он отправил Владимира, который в 1044-м году заложил крепость. В следующем году по его велению было начато строительство нового каменного собора вместо деревянного Софийского (который сгорел). С того времени этот храм символизирует новгородскую духовность.

Государственный строй

Он складывался постепенно. В истории выделяется два периода. В первом существовала феодальная республика, где властвовал князь. А во втором - управление принадлежало олигархии. В течение первого периода в Новгородском княжестве существовали все главные органы госвласти. Высшими институтами считались Боярский совет и вече. Исполнительной властью были наделены тысяцкий и княжеский суды, посадник, старосты, волостели и управляющие волостелями. Вече имело особое значение. Оно считалось верховной властью и обладало здесь большей силой, чем в других княжествах. Вече решало вопросы внутри- и внешнеполитического характера, изгоняло или выбирало правителя, посадского и прочих должностных лиц. Оно также являлось высшей судебной инстанцией. Другим органом являлся Совет бояр. В этом органе сосредотачивалась вся городская система управления. В составе Совета присутствовали: именитые бояре, старосты, тысяцкие, посадники, архиепископ и князь. Власть самого правителя была значительно ограничена в функциях и объеме, но при этом, безусловно, занимала ведущее место в органах управления. Сначала кандидатура будущего князя обсуждалась на Совете бояр. После этого он приглашался для подписания договорной грамоты. В ней регламентировался правовой и государственный статус и обязанности властей по отношению к правителю. Князь проживал со своим двором в предместье Новгорода. Правитель не имел права издавать законы, провозглашать войну либо мир. Вместе с посадником князь командовал войском. Имевшиеся ограничения не позволяли правителям закрепляться в городе и ставили их в подконтрольное положение.

Общинно-вечевое правление в Новгороде зародилось в древнейшие времена. Начиная с XII столетия, вече стало свободным от княжеской власти и получило право избирать посадника, тысяцкого и даже епископа. Таким образом, именно вече назначало всю административную верхушку города. В ХШ веке наступил расцвет вечевой организации. Территория княжества расширялась, его экономическая мощь росла, параллельно шло развитие политических вольностей.

Новгородом, как правило, владел князь, державший киевский престол. Это давало возможность старшему среди Рюриковичей князю держать под контролем путь «из варяг в греки» и, фактически, править на Руси.

В 1136 году боярство, обладавшее значительной экономической мощью, воспользовалось восстанием новгородцев и сумело отобрать власть у князя. Новгород превратился в боярскую республику.

Новгородские князья после 1136 года стали должностными лицами. Их права и обязанности оговаривались особым соглашением с вече.

Первым должностным лицом в новгородской администрации был посадник. Как правило, великий князь Киева «сажал» старшего сына наместником в Новгороде. Посадник являлся главой правительства. Он руководил управлением и судом. Посадник также командовал войском, возглавлял вечевое собрание и боярский совет, председательствовал на внешних переговорах.

В посадники, по сложившейся традиции, выбирались бояре четырех важнейших родов Новгорода.

Князь, приглашаемый вечем, командовал войском в военных походах. Княжеская дружина занималась поддержанием порядка в городе. Князь был символом единства Новгорода с остальной Русью.

Власть князя была ограничена. «Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать». Резиденция князя располагалась вне кремля на ярославовом дворище -- Торговой стороне. Позднее она была перенесена за несколько километров от кремля на Городище.

Князь, по договору с городом, не имел права покупать землю в Новгороде, отдавать земли в новгородских волостях своим приближенным, править новгородскими волостями, совершить суд вне пределов города, издавать законы, объявлять о начале войны и заключать мирные соглашения. Он не должен был также заключать договоры с иностранцами без участия новгородцев, вершить суд над холопами, принимать закладников, из числа купцов и смердов, охотиться и ловить рыбу за границами установленных для него угодий. При нарушении условий договоров князь мог быть изгнан

Вечевая система Новгорода и Пскова, в отличие от Киева, имела более крепкую основу, т. к. включала в себя общественные союзы, в которых были свои веча и выборные административные органы. Низшей административно-территориальной единицей в Новгороде, имевшей право самоуправления была улица. Решением хозяйственных вопросы улицы занималось вече, которое избирало двух и более старост «улицких». Старосты представляли интересы улицы перед князем и прочими должностными лицами. Они также занимались контролем земельных вопросов, участвовали в судебных разбирательствах. На каждой улице была вечевая изба и собственная печать.

Улицы образовывали пять городских концов; в каждом было вече, печать, собственная казна, избирался староста, Конец имел во владении землю. Концы имели административные, судебные, военные, а также дипломатические функции. Старосты концов собирали ополчения, из которых создавалось новгородское войско. Они были участниками на переговорах и в суде, отвечали за распределение повинностей между жителями и занимались разрешением споров. Общегородское вече считалось легитимным, только если в нем участвовали представители всех пяти концов.

Население города было разделено не только на улицы и концы, а также на сотни. Деление на сотни (за исключением «Княжей ста»), было не территориальным. Сотни -- фискальные единицы, в которые с конца XII столетия включалось лишь торгово-ремесленное население. В каждом конце было по две сотни, и входившие в них горожане выбирали сотских старост, платили налоги и исполняли натуральные повинности. Из десяти сотен, как воинское формирование, составлялась тысяча Новгорода. Сотни как в военном, так и в судебном отношении были подчинены тысяцкому. Тысяцкий стоял во главе торгового суда, включавшего десять сотских старост.

Верховная власть в Новгороде принадлежала общегородскому вечевому собранию свободных граждан. Собрания считались правомочными, если в них принимали участие, кроме должностных лиц, представители всего населения -- «и бояре, и житьи люди, и купцы, и черные люди, и весь господин государь Великий Новгород, все пять концов…». Вече обсуждало главные проблемы внутренней и внешней политики: проводило утверждение уставов и законов. Оно утверждало, кому выдать жалованные грамоты, решало вопросы приглашения и изгнания князя, выбирало посадника, тысяцкого и епископа (с 1165 года -- архиепископа).

Вече собиралось по звону колокола на Торговой площади. Владыка в вече не принимал участия в вече, но отправлял своего посланника и благословлял всех участников веча. Посадник или прочие должностные лица с помоста («степени») объявляли повестку собрания. Голоса не подсчитывались. Принятие решения проводилось по силе крика участников собрания. Если возникали разногласия, то недовольные решением созывали свое вече на Софийской стороне. Противники сходились на мосту через Волхов, бывало, что лишь вмешательство духовенства могло предотвратить кровопролитную драку. Решения, принятые вечем вечевой дьяк оформлялял в вечевой избе.

Вопросы, которые должно было решать вече, прорабатывались «советом господ». Совет собирался в палатах архиепископа под его председательством. Этот совет, являвшийся фактически правительством, состоял из княжеского наместника, посадника, тысяцкого, старост концов, сотских, а также бывших посадников и тысяцких. На грамоте Соловецкому монастырю, дававшей право на владение Соловецкими островами (середина XV века.) имеется восемь печатей: епископа, посадника, тысяцкого и пять печатей городских концов.

В управлении Новгородом особой была роль архиепископа. Все решения веча принимались от имени владыки и всего Новгорода. Архиепископ председательствовал в совете господ, стоял во главе посольства, вершил суд в делах веры и осуществлял контроль над торговлей.

Общегородское вече управляло обширной территорией, входившей в Новгородское государство. Вокруг небольших городков или пригородов формировались волости. Волости-пригороды делились на погосты, а те -- на сельские общины. Каждый погост мог иметь по два должностных лица -- сельского и сотского старост.

Налоги пригороды и волости платили Новгороду. Жители Новгорода, по мнению исследователей, были вероятнее всего от налогов. Население пригородов выказывало недовольство зависимостью от Новгорода и стремилось от нее освободиться.

Настроениями недовольства воспользовались московские князья. После 1479 года была произведена конфискация земель и репрессии против бояр. Это разрушило базис независимости и экономической мощи Вольного Новгорода. Однако самой важной из причин падения Новгорода, по мнению исследователей, стало противоборство между боярами, сосредоточившими в своих руках власть над городом, и низшими слоями населения. Новгородское «народоправство» фактически стало боярской олигархией.

Многие историки называют вечевой строй Новгорода «феодальной республикой», хотя до начала XX века это понятие не употреблялось. Сами новгородцы именовали свое государство «Великий Новгород» или «Господин Великий Новгород». Это приближает Новгород к понятию «город-государство». По мнению И.И. Дитятина, в удельно-вечевой период роль русских городов была очень важна в политической жизни.

Новгород развивался в более благоприятных условиях и более длительно, чем другие города удельного периода. Поэтому именно здесь в полной мере проявились черты политического быта, только намечавшегося в Киеве. Сначала дуализм власти веча и князя в этих городах склонялся в сторону веча, имевшего более давнюю историю, как форма власти. По мнению В.О. Ключевского, князья Киевской Руси, «поддерживали в ней существовавший житейский порядок, определяли подробности земского строя, но не могли сказать, что они создали самые основания этого строя, были творцами общества, которым правили».

Важно отметить, что демократическое устройство Новгородского государства и его модель в плане демократичности устройства в дальнейшем использовали казачьи сообщества России, строя свои государственные образования по типу, образу и подобию Новгородской Республики. Эти аспекты нашли свое выражение в трудах ряда российских и иностранных ученых, в частности И.Ю. Ерохина.

Административное деление.

Новгород делился Волховом на две части, или стороны, - Торговую и Софийскую. Эти стороны соединялись мостом Великим. Торговая сторона получила название от находившегося там торга, то есть рынка. На торге находился Ярославов двор, у которого собирались веча, степень - помост, с которого обращались с речами на вече. Около степени находилась башня с вечевым колоколом, там же располагалась вечевая канцелярия. Софийская сторона получила название от находящегося там Софийского собора.

Новгород также подразделялся на 5 концов или райнов: Славенский и Плотницкий составляли Торговую сторону, а Неревский, Загородский и Гончарский - Софийскую. Деление на концы было историческим. Новгород составился из нескольких слобод или поселков, которые сначала были самостоятельными поселениями, а потом соединились, образовав город (1). Славенский конец раньше был отдельным городом - Словенском. В середине IX века резиденцией князей становится Рюриково городище, а напротив Словенска строится крепость Новая, вскоре ставшая Новгородом. Загородский конец, судя по названию, образовался последним, изначально он находился за городом, и только после постройки крепости смог войти в его состав. Концы Плотницкий и Гончарский, вероятно, раньше составляли рабочие пригороды Словенска, в которых жили соответственно плотники и гончары. Название пятого конца, Неревского, можно объяснить тем, что "на рву" обозначает “на окраине”. То есть, название конца говорило о том, что он находится на самой окраине города.

За каждым концом была закреплена определенная земля. Всего пятин было пять - по количеству концов: Вотьская, которая простиралась на северо-запад от Новгорода, между реками Волховом и Лугой по направлению к Финскому заливу, получившая свое название от обитавшего здесь племени Водь; Обонежская - на северо-востоке, справа от Волхова по направлению к Белому морю; Деревская к юго-востоку, между реками Мстою и Ловатью; Шелонская к юго-западу, между Ловатью и Лугой, по обе стороны реки Шелони; Бежецкая - далеко на восток и юго-восток, за пятинами Обонежской и Деревской.

Вероятнее всего, Новгородская земля была разделена на пятины между концами для того, чтобы более систематизировано взимать налоги с проживавшего там населения. Возможно, Новгород регулярно перераспределял пятины между разными концами, чтобы снизить вероятность коррупции.

Кроме пятин, в Новгородской республике существовало разделение на волости. Волости - это владения более отдаленные и позднее приобретенные (2). К волостям относились города, находившиеся в совместном владении с другими княжествами, такие как Волок-Ламский, Бежичи, Торжок, Ржев, Великие Луки с их округами. Волок-Ламский, Бежичи и Торжок находились в совместном владении с великими князьями Владимирскими, а потом - Московскими; а Ржев и Великие Луки - с князьями Смоленскими. К волостям относилась обширная часть Новгородской республики, находившаяся на северо-востоке от пятин Бежецкой и Обонежской - Двинская земля или Заволочье. На реке Вычегда с притоками находилась Пермская волость. Далее к северо-востоку находилась волость Печора по обеим сторонам одноименной реки, а за Уральскими горами - Югра. На северном берегу Белого моря находилась волость Тре, или Терский берег.

Все административно-территориальные единицы Новгородской республики пользовались широкими правами. Известно, например, что концы и пятины управлялись выборными должностями, а во Пскове и других городах был собственный князь (3).

Общественный строй.

Прежде всего, новгородское население делилось на лучших и меньших людей. Причем меньшие не были меньшими по политическим правам, а только по экономическому положению и фактическому значению. Неравенство фактическое при полном равенстве юридическом стало причиной многочисленных новгородских бунтов.

Кроме общего разделения на лучших и меньших, новгородское общество делилось на три класса: высший класс - бояре, средний - житьи люди, своеземцы и купцы, низший - черные люди.

Новгородское боярство, в отличие от боярства других княжеств, являлось не дружиной князя, а крупными землевладельцами и капиталистами. Боярство стояло во главе всего новгородского общества. Оно сложилось из военной старшины, управлявшей Новгородом до появления Рюрика. По разным обстоятельствам эта знать не утратила своего привилегированного положения и при князьях. Уже в XI в. князья, правившие Новгородом, назначали на местные правительственные должности людей из местного же общества. Таким образом, новгородская администрация по личному составу своему сделалась туземной еще прежде, чем сделалась выборной (4). Боярство являлось основной политической силой Новгорода. Получая со своих земель колоссальные доходы, бояре имели возможность подкупать на вече "крикунов" и проводить решения, нужные им. Кроме того, обладая большими капиталами, бояре ссужали ими купцов и таким образом стояли во главе торговых оборотов.

Средний класс новгородского общества в основном представлялся житьими людьми. Житьи люди - это население среднего достатка. Они представляли собой род акционеров, вкладывающих деньги в развитие международной торговли. Получая со своих земель доходы, житьи люди вкладывали их в купеческие предприятия, с чего и получали прибыль. В политической жизни города этот класс исполнял судебные и дипломатические поручения Совета господ, являлся представителем концов, в которых проживал.

В отличие от других русских княжеств, в Новгороде сохранился класс мелких землевладельцев - своеземцев. Но землевладение своеземцев несколько отличалось от обычного боярского землевладения - своеземцы очень редко владели землями в одиночку. Обычно своеземцы обрабатывали и приобретали землю сообща - некоторое подобие крестьянской общины. Своеземцы либо сами обрабатывали свою землю, либо сдавали ее в аренду крестьянам. Своеземцы отличались от крестьян тем, что имели полное право на землю. Они в большинстве своем были городскими жителями, купившими земельные участки, вроде нынешних дачников, только земли своеземцев были больше и в основном сдавались в аренду. Своеземцы вместе складывались в земледельческие товарищества, носившие название сябров или складников.

Купечество было торговым классом, извлекающим прибыль из выгодного географического положения Новгорода. Купцы, в основном, работали с помощью капиталов бояр и житьих людей. Новгородское купечество вело крупную транзитную торговлю и имело собственные земельные владения. Постепенно купечество начало разделяться на "сотни". Каждая сотня имела свой устав, свои привилегии. Самое привилегированное купеческое общество носило название "Ивановского ста" и собиралось при церкви Иоанна Предтечи. По его уставу, чтобы стать полноправным и потомственным членом этого общества, необходимо было внести 50 гривен серебра. Совет общества, состоящий из двух купеческих старост под председательством тысяцкого, ведал все торговые дела и торговый суд в Новгороде (5).

Не принадлежавшее к первым двум классам население называлось “черными людьми”. Разумеется, черные люди составляли большинство населения Новгородской республики. К ним принадлежали жившие в городах ремесленники и мелкие торговцы, сельское население: смерды и земцы. Они несли повинности по строительству и ремонту мостов и дорог, сооружению церквей и городских укреплений, в военное время призывались в ополчение. Черные люди, как и все свободное население Новгорода, имели право принимать участие в вечах.

Основная масса сельского населения являлась смердами. Первоначально они имели свое собственное хозяйство и платили дань государству. С развитием боярского землевладения они все больше превращались в экономически зависимое население.

Постепенно смерды распались на две категории - общинников, плативших налоги Новгороду, и смердов, которые делились на закладников и половников. Закладниками являлись крестьяне, вышедшие из общины и поступившие в зависимость к боярам. Половники - это крестьяне, сидевшие на землях частных владельцев. Свое название они получили от типа арендной платы за землю - половины урожая. Но в Новгородской земле существовали и более льготные условия аренды - треть или четверть урожая все зависело от ценности земли в данном месте. Половники отправляли повинности только в пользу собственного господина. По роду работы половники делились на изорников (пахарей), огородников и кочетников (рыболовов). Половник имел право уйти от своего господина один раз в году в установленный законом срок - Филиппово заговенье. Перед уходом половник должен был полностью погасить свою задолженность перед господином.

Самой бесправной группой населения в Новгороде были земцы (холопы). Земцы постепенно с развитием боярского землевладения теряли свои права. Первоначально земца нельзя было судить без его господина. Договор новгородцев с князем Ярославом Ярославичем 1270 г. постановил не верить доносу холопов на своих господ.

Вече и Совет господ.

Высшими органами государственной власти в Новгороде являлись вече и Совет господ.

По своему происхождению Новгородское вече было городским собранием, похожим на остальные, существовавшие в других городах Руси в XII столетии (6). Вече не было постоянно действующим органом. Оно созывалось не периодически, а только тогда, когда в нем была действительная необходимость. Чаще всего это случалось во время войн, восстаний и призыва князей. Вече созывалось князем, посадником или тысяцким на Торговой стороне города, на Ярославовом дворе, или же собирали вече по воле народа, на Софийской или Торговой стороне. Состояло оно из жителей как Новгорода, так и его пригородов; ограничений в среде новгородских граждан не было: всякий свободный и самостоятельный человек мог идти на вече. Вече собиралось по звону вечевого колокола.

Фактически вече состояло из тех, кто мог прийти на него, то есть в основном жителей Новгорода, так как о созыве веча не сообщалось заранее. Но иногда на вече присутствовали делегаты от крупных пригородов Новгорода, таких как Псков, Ладога и другие. Например, на вече 1136 г. присутствовали ладожане и псковичи. Чаще, однако, жители пригородов приезжали на вече с жалобой на то или иное решение новгородцев. Так, в 1384 г. жители Орехова и Корелы послали в Новгород своих делегатов с жалобой на литовского князя Патрикия, посаженного у них новгородцами. Вопросы, подлежавшие обсуждению веча, предлагались ему со степени князем, посадником или тысяцким. Вече обладало законодательной инициативой, решало вопросы внешней политики и внутреннего устройства, а также судило по важнейшим преступлениям. Вече имело право принимать законы, приглашать и изгонять князя, выбирать, судить и снимать с должности посадника и тысяцкого, разбирать их споры с князьями, решать вопросы о войне и мире, раздавать волости на кормление князьям.

Решения веча постановлялись единогласно; в случае несогласия вече разделялось на партии, и сильнейшая силой заставляла согласиться слабейшую. Иногда, как результат распри, созывалось два веча; одно на Торговой, другое - на Софийской стороне. Конфликт кончался тем, что оба веча сходились на Великом мосту и дрались, если вмешательство духовенства не предупреждало кровопролития.

На вече не было понятия кворума, а отсюда один раз на вече могло быть все население города и не принять закона, а другой раз - сотая часть населения и принять такой закон, который был выгоден только этой части. Результат голосования определялся не по количеству голосов, а по мощи глотки кричащих: за что громче кричали, то и считалось принятым.

Так как вече собиралось не постоянно, а только тогда, когда его созывали, то необходим был постоянный орган власти, который бы занимался управлением Новгородской республикой. Таким органом власти стал Совет господ. Он состоял из старых и степенных посадников, тысяцких, сотских и архиепископа. Совет имел аристократический характер, число его членов в XV в. доходило до 50. Этот орган развился из древнего института власти - боярской думы князя с участием городских старейшин. В XII в. князь к себе на совет со своими боярами приглашал городских сотских и старост. По мере того как князь терял органические связи с местным новгородским обществом, он с боярами был постепенно вытеснен из совета. Его заменил местный владыка - архиепископ, который стал постоянным председателем Совета.

Частые смены высших чиновников Новгорода стали причиной быстрого разрастания состава Совета господ. Все члены Совета, кроме председателя, назывались боярами.

Совет господ подготовлял и вносил на вече законодательные вопросы, представлял готовые законопроекты, при этом он не имел собственного голоса в принятии законов. Также Совет осуществлял общее наблюдение за работой государственного аппарата и должностных лиц республики, контролировала деятельность исполнительной власти. Он же, совместно с князем, посадником и тысяцким решал вопросы о созыве веча и впоследствии направлял всю его деятельность.

Совет господ имел огромное значение в политической жизни Новгорода. Он состоял из представителей высшего новгородского класса, имевшего могущественное экономическое влияние на весь город, этот подготовительный совет часто и предрешал выносимые им на вече вопросы, проводя среди граждан подготовленные им самим ответы. Таким образом, вече очень часто становилось оружием для придания решениям Совета законности в глазах граждан.