Текст: Виктория Крундышева

О ЖИЗНИ ИНДИЙСКИХ ЖЕНЩИН мы узнаём либо из болливудской классики вроде «Зиты и Гиты», либо из сводок новостей: пока на экране поют жизнерадостные красотки в ярких сари, в реальном мире женщин серной кислотой и во время операций по стерилизации. Недавно социальные сети облетел , в котором положение женщин сравнивают с коровами - не в пользу первых.

В индийской культуре женщине до сих пор отводят всего две роли: в зависимости от возраста её воспринимают либо как продолжение мужчины (дочь или жену), либо как мать семейства - хранительницу домашнего очага. И в первом, и во втором случае у женщины нет реального голоса, то есть её жизнь полностью зависит от воли мужчины. В последние несколько лет в стране открыто заговорили о домашнем и сексуальном насилии, о и даже о . Мы попросили Викторию Крундышеву, которая пять лет назад переехала в Индию, рассказать об истоках жестоких практик и о том, что с индийскими женщинами происходит сегодня.

Самосожжение и легенда о Сати

Индуистская мифология метафорична и открыта для интерпретаций - в ней немало сильных и самостоятельных женских образов, однако патриархальный уклад допускает лишь одну трактовку мифологических сюжетов. Идеальной женой и ролевой моделью для индийских девушек стала Сати (Савитри) - героиня древнего эпоса «Махабхарата». Главное качество Савитри - её бесконечная любовь к мужу: по легенде, принцесса последовала в загробный мир за любимым после его смерти и благодаря своей хитрости и смекалке победила местного правителя, вызволив и супруга, и себя. Со временем история Савитри трансформировалась: в поздних пересказах мифа на первый план выходит уже не мудрость принцессы, а то, что её верность и поклонение мужу заставили её пойти за ним в загробный мир. Имя «сати» получила жестокая традиция, которая обязывает вдову после смерти мужа взойти на погребальный костёр и заживо сгореть вместе с телом мужа - чтобы встретить с ним загробную жизнь.

Отказ добровольно проститься с жизнью считался бесчестьем. Женщин, которые не хотели гореть вместе с умершим мужем, не уважали и сторонились, а ещё чаще наказывали - то есть всё равно сжигали. Обряд сати, который был распространён по всему субконтиненту - яркая иллюстрация положения женщины в индийском обществе: первые свидетельства этой практики восходят к I веку до нашей эры, а наибольшую популярность она получила в 1800-х годах. Хотя со временем обряды сати проводились всё реже и реже - они сохранялись лишь в далёких деревнях и самых бедных районах Индии, - окончательно традиция была искоренена только после запретительного закона (Prevention of Sati Act) в 1987 году, который был принят после громкого случая самосожжения 18-летней вдовы.

Даури и фемицид

Фемицид (женский инфантицид, или убийство новорождённых девочек) в Индии практиковался веками и продолжает существовать сегодня. Правда, убийства младенцев сходят на нет, так как появилась возможность делать . У появления фемицида много причин: это и общая бедность, и потребность в тяжёлом физическом труде, которым в основном занимаются мужчины, и обязанность родителей невесты платить семье зятя богатое приданое. И хотя, как и сати, фемицид был запрещён ещё во время британского правления, долгое время он оставался одной из главных социальных проблем Индии.

В 1991 году была принята правительственная «Программа по защите детей», а год спустя - «Колыбельная программа», позволяющая анонимно отдавать детей на усыновление. В некоторых штатах семьям с двумя или более дочерьми выплачивают пособия. Несмотря на государственные меры, фемицид существенно повлиял на демографию в стране: сегодня в Индии на 110 родившихся мальчиков приходится 100 девочек. Чтобы прекратить селективные аборты, государство запретило процедуры по определению пола ребёнка - однако в подпольных клиниках это всё равно можно сделать за 3–8 тысяч рупий (примерно та же сумма в рублях). Только за 2016 год двенадцать докторов были отстранены от работы по подозрению в том, что нарушали запрет. В борьбе с фемицидом правительство и некоммерческие организации задействовали социальные сети и маркетинговые кампании, их самый известный слоган - «Save a Girl Child» («Спаси девочку»).

Древний обычай даури - так называется традиция, обязующая семью невесты платить семье жениха - ещё одна иллюстрация того, что женщина в индийском образе считается обузой. Платить можно и деньгами, и «подарками»: недвижимостью, машинами, украшениями и дорогими бытовыми приборами. Даури официально запретили в 1961 году, но отследить выплату приданого трудно, поэтому практика существует до сих пор.

Система даури поддерживает идею, что мужчины более ценны, чем женщины, и обладают врождёнными привилегиями. Она пронизывает всю матримониальную систему Индии - особенно это заметно при поиске невесты, когда к женщине предъявляются абсурдные требования: оценивается образование, таланты, цвет кожи и внешность потенциальной супруги. Лучшей невестой считается та, которая обещает не работать после свадьбы, а заниматься исключительно хозяйством и детьми.


Болливуд и стереотипы

Болливуд безраздельно владеет умами и сердцами индийцев всех возрастов - поэтому гендерные стереотипы, которые он транслирует, заслуживают отдельного внимания. До недавнего времени женские образы в Болливуде были представлены либо героинями, всегда второстепенными по отношению к главному герою, либо участницами так называемых item numbers (музыкальных вставок). Героиня item number - соблазнительная красотка, которая фигурирует в фильме на протяжении одной песни и не добавляет в сюжет ничего нового, а просто радует мужской глаз. Болливудская дихотомия «женщина-ангел» - «женщина-шлюха» сильно повлияла на мировоззрение индийцев: общество приклеивает женщине ярлык «плохой» или «хорошей» в соответствии с киностандартом.

Степень объективации женщин в индийском кино трудно осознать, не понимая текста песен: композиции, сопровождающие item numbers, часто имеют недвусмысленный сексуальный подтекст и откровенно поощряют насилие. «Не важно, скажешь ли да или нет. Ты моя, Киран», - эту строчку из известной песни каждый в Индии знает наизусть. Звучит она из уст культового актёра Шахруха Хана. Рэпера Хани Сингха, чьи треки часто звучат в болливудских блокбастерах, постоянно обвиняют в мизогинии. Своё отношение к женщинам певец не скрывает: он записал целый альбом о сексуальном насилии, который так и называется - «Насильник».

Мужчины напевают эти песни на улице, когда какая-нибудь девушка кажется им привлекательной. Во многом благодаря Болливуду уличные приставания считаются нормой. В популярных комедиях, например, «Отрываясь по полной - 2» («Grand Masti»), главные герои пристают к героине на улице и следуют за ней, пока та не устаёт от внимания и не «сдаётся». Из подобных сцен зрители усваивают, что незаинтересованная или открыто отвергающая ухажёра женщина не знак «стоп», а вызов и признак того, что нужно приставать активнее, «добиваться» девушки.

В последнее время в индийском кино прослеживается обнадёживающий тренд: в фильмах появляется всё больше сильных героинь и женщин-протагонисток (например, в картинах «Королева», «История» («Kahaani») и «Мэри Ком»). Однако массовое кино по-прежнему держится на «тестостероновых» комедиях и блокбастерах, приносящих большой доход.

Нирбая и страна насилия

Переломный момент в обсуждении прав женщин случился в декабре 2012 года, когда вся страна узнала об ужасающем групповом изнасиловании в Дели. Город называют «столицей изнасилований» - именно здесь происходит больше всего жестоких преступлений против женщин.

14 декабря 23-летняя девушка (в прессе её имя не стали разглашать, дав ей псевдоним Нирбая) пошла в кино вместе со своим молодым человеком. После сеанса они сели в автобус, где находились шестеро мужчин, в том числе один несовершеннолетний; они жестоко избили девушку и изнасиловали её, а после оставили на дороге раздетую и истекающую кровью. Молодой человек, попытавшийся защитить Нирбаю, получил удар по голове, но выжил, а его спутница скончалась в больнице через две недели из-за многочисленных повреждений внутренних органов. Преступление получило беспрецедентную огласку и вызвало бурную реакцию и в Индии, и в мире. В Дели и других городах прошли акции протеста, а насильников арестовали и после длительного суда приговорили к смертной казни.

Гибель Нирбаи спровоцировала серьёзную дискуссию о положении женщин в Индии, но проблема по-прежнему не решена. Политики много говорят о том, что было бы неплохо обеспечить безопасность женщин и ужесточить наказания за изнасилования, но преступлений не становится меньше, и многие из них отличаются жестокостью. В столице Индии Дели женщины стараются не выходить на улицу в одиночестве после наступления темноты.

Стоит отметить, что жертвами насилия и дискриминации в первую очередь становятся женщины индийского происхождения, а иностранки, даже если они живут в стране очень долго, чувствуют себя в большей безопасности. Возможно, это связано с тем, что преступления в отношении иностранцев привлекают внимание госслужб и консульств, и полиция относится к ним серьёзнее, чтобы не навлечь международный скандал. Иностранок, особенно из Европы, считают более «распущенными» и - если использовать болливудскую терминологию - более «item», то есть выполняющими декоративно-развлекательную функцию.


Виктимблейминг и западные ценности

После дела Нирбаи и других громких преступлений индийцы стали открыто требовать реакции властей. Но большинство политических и религиозных лидеров не только отказываются брать на себя ответственность за решение проблемы, но подливают масла в огонь, виня во всём жертв насилия и открыто поддерживая патриархальные установки.

Массовые протесты в 2012 году один из крупнейших религиозных лидеров страны Асарам Бапу прокомментировал так: «Жертва виновна не менее насильников. Она должна была не противиться, а взывать к насильникам как братьям и умолять их остановиться. Она не должна была садиться в автобус и идти в кино с молодым человеком». «Женщины не должны шляться по улицам с мужчинами, если не состоят с ними в родстве. Такие случаи - результат влияния западной культуры и стиля в одежде», - заявил лидер правой политической партии «Раштрия сваямсевак сангх» Мохан Бхагуот. Перекладывание вины на «влияние Запада» - характерный приём для политиков, выступающих за «сохранение традиционной индийской культуры». Эта очевидно популистская позиция игнорирует тот факт, что насилию подвергается множество женщин из традиционных семей, не имеющих никакого доступа к западной культуре.

На требования высшей меры наказания для насильников политик Мулаям Сингх Ядав заявил : «Мальчишки ведут себя как мальчишки, разве нужно их за это вешать?» Прогрессивные слои индийского общества ужасаются подобным высказываниям, но большая часть населения попадает под влияние популистов. В массе индийцы по-прежнему считают, что жертва « », а в некоторых случаях насилие может быть оправданно.

Женщины, пережившие насилие, редко обращаются в полицию: из-за коррупции многие дела не доходят до суда, кроме того, с жертвами зачастую плохо обращаются. Полицейские допускают ехидные комментарии и откровенно унижают женщин, известно и о случаях насилия в полицейских участках. Правозащитники считают, что в 9 из 10 случаев изнасилования жертва не сообщает о нём в органы власти, из-за чего преступники чувствуют абсолютную безнаказанность и вседозволенность.

Разговор о равенстве

В Индии до сих пор нет закона, запрещающего домашнее насилие. Женщины ежедневно сталкиваются с домогательствами в общественном транспорте, непристойными комментариями на улице и осуждающими взглядами со стороны пожилых людей, которым не нравится их «слишком современная» или «чересчур открытая» одежда. Однако есть и сдвиги к лучшему: в последние несколько лет о насилии наконец стали говорить, а популярные медиа и знаменитости осознали, как сильно влияют на общество - и теперь открыто призывают уважать женщин.

Всё больше медиа и социальных платформ пишут о равноправии - и впервые за много лет призывают активно бороться с сексизмом и выступать против насилия. На изменения реагирует и Болливуд: сенсацией 2016 года стала картина «Розовый» («Pink») с одним из самых известных и уважаемых актёров страны Амитабхом Баччаном в главной роли. Этот фильм затрагивает проблему виктимблейминга, говорит о принципе согласия и уважении к правам женщины.

Современная Индия только начинает разговор о феминизме. Как и в любой укоренившейся патриархальной системе, идеи равноправия встречают сопротивление. Уже сейчас можно заметить, что девушки-миллениалы более независимы, чем их старшие сёстры и матери, и готовы постоять за себя - но эмансипация явно займёт много лет.

Фотографии: Wikimedia Commons , Reliance Entertainment, Getty Images (1)


Без сомнения Индия считается одной из самых красивых и интересных стран в мире. Она все равно остается загадкой для большинства, несмотря на то, что все знают о ней самой, о ее традициях, кулинарии, истории. Всем известно о том, что это страна контрастов. И всё же в Индии, в стране с демократией, мобильными телефонами, развитой фармакологической промышленностью и Болливудом, много странных и непонятных явлений.


Известно, что в Индии живут более миллиарда людей, это самая большая демократическая страна в мире. Трудно представить такую огромную поддержку правительству со стороны общества, но и общество в свою очередь заставляет правительство много работать. Ну, или создается такое впечатление! До сих пор в Индии сохранилась кастовая система, которая каждому члену общества указывает на его место.


В большинстве стран мира всего 4 времени года, есть страны, в которых и того меньше. К примеру, в странах, расположенных на экваторе, круглый год тепло, и наоборот, в странах за полярным кругом постоянно холодно. В Индии же 6 времен года по календарю Индуизма, главной религии страны: лето, сезон муссонов, осень, зима, предвесенний сезон, весна.


К сожалению, национальную валюту Индии, рупии, не разрешают вывозить из страны. Эта новость огорчит туристов, но это исключает спекуляции с валютой. Хотя местные жители пытаются вывозить валюту и спекулировать с соседним Бангладешем, это всё происходит в небольшом масштабе. Все больше и больше жителей Индии начинают пользоваться карточками.


Индия – страна контрастов. В стране рядом живут бедные и богатые, грамотные и люди, не умеющие писать и читать, а такое величественное сооружение, как Тадж-Махал соседствует с лачугами. В стране только 65% грамотного населения. Среди женщин грамотных насчитывается 45%, а среди мужчин – 75%. Несмотря на относительно высокую грамотность в Индии высокий уровень бедности.


Население страны продолжает расти. Говорят, что к 2028 году Индия догонит Китай. Уже сегодня оно превысило общее количество населения Западной Европы.


Во времена Пангеи все континенты были одни большим участком суши. Благодаря тектоническим процессам огромные части начали разъединяться. Именно тогда Индия и начала путешествие отдельно от других частей. Позже она натолкнулась на кусок, который сегодня является Азией, и остановилась.


В Индии люди говорят на 1000 разных языках и диалектах. Путешественнику не поможет и разговорник, так как многие местные диалекты и языки кардинально отличаются. Правда, большинство людей знают хинди.


В Индии самый высокий процент смертности в мире. Главная причина этого явления – дорожные происшествия. Движение на дорогах в Индии, особенно в городах, чрезвычайно интенсивное, а его регулировка отсутствует. Чтобы безопасно маневрировать между автомобилями, мотоциклами, рикшами, животными и пешеходами, надо иметь талант. Люди гибнут под колесами автомобилей или из-за удушья в переполненных автобусах. Свой вклад в высокий уровень смертности вносит и смертность новорожденных детей и беременных женщин из-за недостаточно квалифицированной врачебной помощи. Кроме этого, до сих пор убивают за неверность и за приданое.


Когда речь заходит о кино, то у всех возникают ассоциации с Голливудом. Однако в Индии ежегодно выпускают около 1100 фильмов, что в два раза больше, чем в США. Хотите верьте, хотите нет, но большинство индийских фильмов производят не в Болливуде. Хотя многим нравятся красочные, эмоциональные, экспрессивные фильмы звезд Болливуда, это только небольшая часть всей индийской кинопродукции.



Страсть индийцев к рекордам в разных сферах можно назвать странной. К примеру, в Книге рекордов Гиннесса зафиксирован рекорд самого большого в мире одеяла, связанного крючком. В Индии возвели самого большого в мире павлина из металла. Зафиксирован рекорд на самое массовое исполнение национального гимна.


Всем известна проблема, возникающая в многомиллионных мегаполисах во всем мире – это загрязнение воздуха от выхлопных газов автомобилей, которая проявляется визуально в наличии смога, а физически в затрудненном дыхании. Больше всего этим славится Китай, но в Мумбаи ситуация еще хуже. Пребывание в Мумбаи или Дели один день приравнивается к выкуриванию 100 сигарет. По данным Всемирной организации здоровья в этих городах ежегодно от рака легких и астмы умирают 1,5 миллиона человек.


Хотя большинство людей в Индии употребляют растительную пищу, в индийской кухне есть очень вкусные блюда из курицы, козы, ягненка. Но в Индии самое большое количество вегетарианцев. В Индийском Золотом Храме ежедневно бесплатно раздают несколько тысяч вегетарианских обедов нищим и бездомным. Непременно здесь нужно попробовать панир, наан и бириани – блюда из овощей и риса.

8. 53% домов без водопроводов и канализации


В городах Индии люди гибнут под колесами автомобилей, от загрязненного воздуха, а еще и от антисанитарии, так как в 53% домов отсутствует водопровод и канализация.


Приданое – это древняя индийская традиция. Когда парень и девушка собираются пожениться (очень часто за них выбор делают родители) невеста и ее семья дают крупную сумму денег семье жениха. Особенно это большие суммы, когда через брак они собираются улучшить свое социальное и кастовое положение. К сожалению, из-за этих денег ежечасно в Индии убивают одну девушку.


В каждой ложке практически всех индийских блюд можно найти куркуму, кориандр, горчицу, тмин, корицу, кардамон, перец чили. Неудивительно, что 70% всех мировых запасов специй имеют индийское происхождение. Если хочется попробовать исконно индийское блюдо, то лучше пойти в гости в любую индийскую семью. На приготовление блюда они тратят несколько часов, огромное количество разнообразных специй – этому искусству трудно научиться.


К сожалению, рабство в Индии существует и сегодня. Количество рабов достигает 14 миллионов человек. Долгое время эта тема умалчивалась, и на нее не обращали внимания. Люди во многих странах мира даже и подумать не могли, что в Индии есть рабство, которое существует благодаря несовершенному законодательству, коррумпированности местной власти. Большинство рабов – это бедные неграмотные женщины и дети, которых принуждают к тяжелому труду и проституции.


Кроме рабов, в Индии очень много бедных. Большое количество семей с детьми живут на улице, собирают подаяния. В Индии среднестатистический человек должен работать по 14-16 часов, чтобы заработать небольшие деньги. В среднем в день зарабатывают до 1,25 доллара. Правительство пытается выплачивать пособия бедным, стимулировать развитие сельскохозяйственных районов и мотивировать бедных к занятию земледелием, но пока безрезультатно.


В мире существует целый ряд развитых государств, где в равной мере одинаково соблюдаются права мужчин и женщин. В Индии же в некоторых семьях сознательно убивают новорожденных девочек, так как они не смогут продолжить род. От 100 до 500 тысяч девочек убивают ежегодно в стране, только по причине их гендерной принадлежности. Здесь практикуют селективные аборты, которые официально были запрещены еще в 1994 году. Те девочки, которым удается выжить, часто унижаются всю жизнь со стороны мужского населения. Если говорить о медицине, то больше внимания и уважения, говоря о вакцинациях и лечении, проявляют к мальчикам и мужчинам.


В соответствии с традициями индуизма, который очень распространен в Индии, день похорон усопшего празднуется и поминается родственниками. Чаще всего в Индии трупы сжигают, а на похоронах не разрешают употреблять алкоголь или есть мясные продукты, это правило распространяется и на следующие 12 дней. Самый старший сын в семье высыпает пепел усопшего в воду любого водоема, находящегося поблизости, это может быть океан, море, река, озеро. Родственники и друзья семьи отмечают смерть усопшего, желая ему счастливой загробной жизни.


В древние века в Индии марихуану использовали в разных целях. Сегодня это абсолютно легальное действие, марихуану употребляют в разных видах, хотя есть некоторые ограничения, которые связаны с религией и традициями. Например, её добавляют в блюда, готовят из нее молочные коктейли. Она входит в пятерку священных растений, которые упоминаются еще в древних индуистских текстах. Марихуану используют и для лечения разных болезней и во время религиозных церемоний. Индусы уверены, что Шива тоже употреблял марихуану.
Не менее

Истории о красноярцах, которые решили круто изменить свою жизнь — уехать в другую страну, найти там работу, жилье. Если 20 лет назад об эмиграции думали 5% населения России, то весной 2013 года уже 13% по данным ВЦИОМ (а если верить Левада-центру, то и все 22%) . Больше других мечтают «свалить» студенты и предприниматели (почти каждый второй), а также служащие (каждый третий).

В Красноярске их знают многие. Здесь у них остались родные и друзья. Но они предпочли уехать. Наталья Дурбанова. Красноярск — Питер — Куала-Лумпур — Мумбай. Онлайн-ответы на 10 вопросов.

Нужно ли готовиться к переезду? Или импульсивное решение — единственный способ уехать с вероятностью 100%?

Готовиться нужно — стараться приобрести максимальное количество навыков, которые тебе пригодятся в будущем. Универсальные навыки — профессия, знание языка (английский — обязательно, лучше еще один), даже водительские права. Словом, всё, что ты можешь изучить и освоить дома, чтобы после переезда не тратить на это время, силы и деньги.

Как было в вашем случае?

Я никогда не ставила себе целью переезд за границу. Во-первых, я не эмигрировала, а работаю за границей, просто уже шестой год и третья страна по счету. Во-вторых, изначально идея была поработать, приобрести жизненный и профессиональный опыт в другой стране. В 2003 году я закончила тогда экономический факультет КГУ по специальности «мировая экономика» (МЭО). Завкафедрой предложил попробовать поступить в магистратуру в Питере. Решение надо было принимать за полдня. Попробовала и поступила. После магистратуры и трех лет работы в Питере в «PricewaterhouseCoopers» (входит в четверку крупнейших аудиторских компаний в мире) , неожиданно получила предложение о работе в Малайзии, в региональном офисе крупной австралийской компании. На раздумья было 2 дня, решилась. После трех лет работы в Малайзии съездила в Мумбай как турист и поняла, что моей следующей страной будет Индия. В плане профессионального опыта Питер и Куала-Лумпур дали мне достаточно, наступило время для личностного роста. Во всех моих переездах решение я принимала быстро, может быть, потому что каждый раз думала, что это всего на год-два-три, и я вернусь. В итоге каждый раз еду дальше:)

Переезд за рубеж в вашем случае — это уехать туда? Или уехать отсюда?

Правильнее будет сказать — поехать туда. Нет, я никогда не уезжала «отсюда», мне всегда было хорошо там, где я жила. Мне было хорошо в Красноярске, я по-своему люблю Питер, мне очень нравился и нравится Куала-Лумпур. Просто пока есть возможность, почему бы не использовать.

В июле была в отпуске в Красноярске, и подумала «Как же мне повезло! Я родилась в лучшем городе в мире! Честно! — у нас большие дороги, чистые улицы, нет толп людей, природа, снег, много культуры — есть , столько всего...». Но для того, чтобы это оценить, надо было проехать полмира:)

Почему именно эта страна?

Основных причин — две.

  1. Профессиональная. По образованию я экономист, работала аудитором, бухгалтером, в Малайзии ставила отдел аутсорсинга. Индия — это IT-страна, и я решила, что если искать здесь работу — то смысл есть только в сфере высоких технологий. Сейчас я работаю в компании по процессингу онлайн-платежей, что-то вроде Paypal, но только в особой нише — высокорискованном бизнесе. Эта область требует хорошей технологической платформы, достаточно сложной с программистской точки зрения, поэтому владелец и техническая команда — индийцы, но для работы с клиентами нанимают иностранцев. Разница в индийском и европейском менталитете сказывается сильно. Я разговариваю с европейцами на понятном им языке, мой босс особенностями письменного этикета не усложняет себе жизнь. Так что общением с европейскими банками и составлением деловых писем и предложений заниматься приходится иностранцам типа меня. Кроме того, у индийцев весьмо гибкое отношение ко времени, соответственно, сроки — понятие сильно растяжимое:), а у индийца же условно, 55 реинкарнаций, а у европейца всего одна. Я понимаю, что если клиент из Англии пишет, что это должно быть сделано сегодня, это должно быть сделано сегодня! Не завтра или послезавтра. Тем не менее, с Индией сегодня работает весь мир, и индийский менталитет надо учиться понимать.
  2. Личная причина. На разных жизненных этапах ставишь разные по сложности задачи. Индия — страна непростая, многогранная и многослойная, но очень интересная. Даже если взять между работами отпуск на 6 месяцев и проехать с севера на юг, Индию не поймешь. Многие вещи в Индии европейцам кажутся по меньшей мере — непонятными, по большей мере — абсурдными. Но в Индии во всем есть логика, просто мы её не знаем! Для этого я и приехала на долгий срок, чтобы хотя бы частично понять.

Самые большие различия России и вашей новой страны?

— Уровень жизни, контрастность.

В России средний уровень жизни намного выше. Индия — это страна контрастов.

Есть люди настолько бедные, что нам и не снилось, живущие по 10 человек в одной комнате всю жизнь, и имеющие чашку риса на столе два раза в день. Но есть и такие богатые, что наши абрамовичам не снилось. В Мумбае есть дом — самая в мире, стоимостью около 1 млрд. , 27 этажей, свой « » и вертолетная площадка — в доме живет семья из 5 (пяти!) человек. (Дом, кстати, не только самый дорогой, но и один из самых уродливых в городе:))

Средний класс далеко не большинство, бедных гораздо больше по численности.

Что меня поражало, когда я только приехала в Индию, — что эта пропасть между разными слоями населения не приводит к социальному взрыву и революциям, как в XX веке в России, скажем. Причиной тому — система каст. У нас те, кто «внизу» — недовольны своим положением. У родившегося же в низкой касте и проработавшего всю жизнь в обслуге индийца и мысли не возникает, что ему может быть уготовано судьбой что-то еще. Конечно, и в низкой касте есть шанс получить образование, есть государственные квоты в университетах для низких каст, но это единицы.

— Наличие помощников по дому.

В Индии практически у каждого есть домашняя прислуга. Тут у каждой семьи среднего достатка обычно есть домработницы, либо живущие с ними, либо приходящие. Домработница может всю свою жизнь жить и спать на кухне, и это в порядке вещей. Плюс к ним приходит прачка (стиральные машинки мало у кого есть, все очень удивлялись, зачем она мне, ведь можно за $15 (~600 рублей ) в месяц отдавать всё специально обученному человеку, он еще и погладит белье), мойщик туалетов, водитель, мойщик машины, молочник, цветочник (как у нас выписывают газету — в Индии можно подписаться на доставку цветов для богослужений) и так далее. И это даже не вопрос престижа — просто так заведено. По закону все эти люди, конечно, никому не принадлежат, но фактически они очень зависят от своих хозяев. Получает обслуга, в среднем, от 1 до 5 тыс. рублей на наши деньги. Население Индии — 1 млрд. 200 млн. человек, и всем этим людям нужна работа, и в этом всё дело. Высшие и средние слои населения считают, что чем больше прислуги нанимается, тем более благое дело делается — иначе все эти люди жили бы в деревне, в гораздо худших условиях.

— Отношение к личному пространству (personal space).

Если в России с этим дела обстоят, в целом, нормально, в личное пространство длиной в километр — там очень ценится «mind your own business» («не вмешивайся в чужие дела»), то в Индии личное пространство отсутствует вообще. У Марии Арбатовой было верно написано — индийцы воспринимают весь мир как одну большую семью. И когда кто-то из членов этой большой семьи делает что-то не так, то его терпеливо наставляют и направляют. Моя учительница по хинди приходила ко мне трижды в неделю и в процессе обучения интересовалась буквально всем — каждым событием в моей жизни, проверяла все мои фото на фейсбуке, читала любые комменты (русскоязычные старательно переводила!). Я была просто в шоке от такой «заботы». Еще один потрясающий пример — однажды я познакомилась с молодым человеком, мы начали встречаться, в общем, от романтической дымки в голове работа была запущена. Спустя две недели мой босс, наконец, вызывает к себе и, ничуть не смущаясь, выкладывает всю подноготную про моего поклонника — имя, где живет, на какой машине ездит, из какой семьи, то есть буквально открывает передо мной его досье. Это был первый и единственный случай за мою жизнь в Индии, когда захотелось взять билет на ближайший рейс и уехать. Для босса же это было выражение искренней заботы. Это был такой трогательный отеческий подход к решению, по сути, рабочей проблемы, и он очень показателен для Индии.

— Отношение к семейным ценностям.

Индия — это страна с очень низким уровнем разводов. А если в семье есть дети — практически нереально. Здесь очень сильна традиция arranged marriage — браков не по расчету, а, скорее, по согласованию. Их сейчас примерно 70%, а в деревнях и все 99%. Брак становится своеобразной сделкой для семей, стыкующихся по кастовому признаку. В случае развода тебя выключают из семьи и социума, это худшее, что может случиться в жизни индийца. Поэтому отношение к браку очень и очень серьезное. И если при приёме на работу сейчас касты практически не учитываются (а еще 10 лет назад брамину — представителю высшей касты священников — устроиться было гораздо легче), то при выборе партнера — это основополагающий фактор. На браки по любви здесь смотрят с подозрением — это не очень надежно, любови-моркови разные. И в этом есть своя логика, как и во всем в Индии. Люди женятся с пониманием, что это навсегда, и другого варианта нет и не будет, поэтому надо строить отношение с тем, кто у тебя есть.

Вы чувствуете себя чужой в новой стране?

Чувствую себя и чужой и своей одновременно.

Своей — хожу в индийской одежде даже в офисе (это намного удобнее кстати, не надо мучиться на каблуках:)), говорю на хинди на бытовом уровне. Хинди сложнее, чем английский, но проще чем японский или китайский. Некоторые сложные звуки (одних «т» три штуки), логика построения предложения немного другая — у нас предлоги, у них послелоги («Я России из, живу Мумбаи в»), и так далее. Как сказала одна моя знакомая — живя в чужой стране и не говоря на её языке, ты словно смотришь на мир сквозь мутное стекло — жить можно, но качество жизни иное. Все профессиональное образование выше 10 класса в Индии ведется на английском, и образованные индийцы хорошо говорят на английском, но в быту хинди, конечно, необходим. На хинди я в основном торгуюсь, ругаюсь, и трогательно рассказываю про маму, папу и брата. На работе только английский.

Чужой, в хорошем смысле — все равно отношение к европейски выглядящему человеку в Индии иное, более привилегированное, я бы сказала. У индийцев очень позитивное отношение к русским, еще с советских времен.

Трудно ли найти работу/жилье?

Жильё в Мумбаи самое дорогое в Индии. Это самый большой город страны, здесь живут 20 млн. человек. Он стоит на группе островов, которые искусственно засыпали и начали строить город. Теперь это такой полуостров и особо городу расти некуда, он уходит в море. В Дели, к примеру, живут порядка 13 млн. человек, но по площади он в 7 раз больше — там широкие проспекты, огромные улицы, практически Москва. В Мумбаи все живут очень плотно, небоскребы и тут же , в общем, недвижимость тут дорогая. Цены — что-то среднее между Питером и Москвой, по меркам Индии — самые высокие.

С тех пор как границы нашего государства открылись для его жителей, одним из популярных решений россиян или граждан бывшего СНГ стало решение поменять страну проживания. В числе других популярных государств рассматривается жизнь в Индии, как простая и комфортная альтернатива.

Мнение соотечественников, уже решившихся на такой поступок, разнятся настолько, что стоит внимательно оценить реальность представлений об этом почти мифическом для нас государстве и объективность происходящего.

Индия успешно стала частью многонационального общемирового пространства.

В реальности, как и века назад, жизнь в Индии строго подчиняется регламенту, называемому «касты».

До сих пор каждый человек в этой стране принадлежит к определенной касте.

Только официально больше ни один индус не обратит внимания на кастовую принадлежность своего коллеги или собеседника. С точки зрения официальных правил, правами наделена даже легендарная каста неприкасаемых. На самом деле ранжирование сохраняется. Оно тем заметнее, чем к более высокой касте принадлежит тот, с кем потребуется общаться.

Индия – это одна из немногих стран, в которой сохранились первозданные свадебные традиции, пришедшие еще из древних времен.

Браки «заключаются» почти всегда только старшими представителями семей. Люди в Индии самостоятельно выбрать своего партнера для дальнейшей семейно жизни не имеют права. Свадебные торжества оплачивает семья невесты. Это одна из причин ожидания рождения сына, а не дочери. Молодые должны принадлежать к общей религии.

Большинство населения настороженно относится к длительному партнерству, тем более к браку с иностранцем. Человек здесь не может и обычно не хочет принадлежать себе, предпочитая семейные и национальные традиции. Это потребуется обязательно учитывать при контактах с местным населением. Показывать негативное отношение к принятым нормам здесь особенно не рекомендуется.

Красота индийских женщин

Индийские женщины очень красивы, но не с точки зрения европейца. Относительной близостью к привычным нам стандартам внешнего вида, ухода за собой отличаются, скорее, индийские актрисы кино. В реальности местная красавица от природы склонна к полноте. Привычки соблюдать ограничения в питании не существует. Большая часть девушек с ранней юности довольно полные. Даже самые стройные из них быстро набирают вес с возрастом.

Здесь непривычны европейские представления о женском возрасте. Словно на нашей родине десятки лет назад, браки заключаются в раннем возрасте. Генетическая склонность к раннему старению превращает былую красавицу уже к сорока годам в умудренную опытом старушку, у которой давно есть внуки.

В Индии предпочитают придерживаться привычных традиционных ярких костюмов, выбирать многочисленные украшения.

Грязь на улицах Индии

Уже легендой стала уникальная грязь на улицах практически любого населенного пункта этого государства. В традиции страны отсутствует практика института профессиональных уборщиков. Услышать размеренные звуки метлы ранним утром на местных улицах невозможно. Причем профессиональная и регулярная уборка не проводится даже в богатых кварталах. В многочисленных районах трущоб этого государства царит настоящая антисанитария. Это важно учитывать даже при обычной туристической поездке.

Хотя в районах, где прокладывают «тропу путешественников», относительную чистоту стараются поддерживать. Но достаточно просто перейти на соседнюю улицу, чтобы опять столкнуться с мусором и грязью.

Исключение, составляет штат Гоа. Где улицы моют и убирают, ремонтируют тротуары и дороги, чтобы создать для туристов нормальные условия для отдыха.

Нищета

Стоит учитывать и присутствие на улицах даже в Дели большого числа нищих. для большей части населения слишком высокие, что толкает к этому большое число жителей, нищета очень распространена.

Важным отличием от привычных в наших городах попрошаек становится вежливое отношение к проходящему мимо человеку, клянчить в Индии не будут. Отдельно стоит обратить внимание на санньяси. Они хорошо заметны по ярким оранжевым одеждам. Это те, кто осознанно выбрал путь отречения от мирской жизни и ее благ. Эти странствующие монахи не просят денег. Им принято подавать еду. В этом государстве встретить санньяси и помочь ему считается благим делом. Большая часть их постоянно проживает в ашрамах.

Ознакомиться с ценником в кафе в Южном Гоа можно в следующем видео.

Несмотря на большое число попрошаек, фактически отсутствует воровство. Мелким воровством у европейцев не увлекаются даже дети. Кражи происходят очень редко, и достаточно минимальных мер бережного отношения к своим вещам.

Все эти факторы, особенно уровень бедности в Индии, стоит учитывать, планируя переехать на постоянное или временное жительство в эту страну. Или даже в ситуации туристической поездки.

Роль религии в жизни

Жители Индии не столь религиозны, как это принято считать. Большинство из них верит в карму и реинкарнацию. Но находится примерно на аналогичном с нами уровне исполнения христианских заповедей.

Зато важно обращать внимание на отсутствие толерантности между представителями разных религий, часто описываемой «дружбы» между представителями различных конфессий. Большинство репатриантов в эту страну отмечают скорее негативное отношение между сторонниками разной веры. Большая часть населения, порядка 80 %, исповедует индуизм. Порядка 13 % жителей исповедует ислам. Действуют католические, протестантские и православные храмы. Настороженно местные жители относятся к тем, кто решает принять индуизм, .

Здесь, несмотря на низкий уровень жизни, с давних пор действует большая . В том числе дети и внуки тех, кто покинул Россию в поисках лучшей жизни в первые эмиграционные волны после Октябрьской революции и годы становления Советской власти. Выделяются жители нашей страны, в разные годы, вопреки обычаям этого государства, создавшие семьи с индусами. Чаще всего за индуса выходит замуж жительница России. Это связано с демографическим перекосом.

Официальная статистика доказывает, что мужчин в возрасте, когда создают семьи, в стране больше, чем женщин. Росту числа таких союзов также способствует жесткий ценз выбора невесты из соотечественниц. Потенциальный муж должен отвечать жестким кастовым и финансовым требованиям. В результате найти супругу за рубежом многим индусам становится проще и выгоднее.

Число потенциальных эмигрантов в Индию заметно сдерживает политика официального Дели.

Власти охотно принимают на временное проживание сторонников духовных практик. Они благожелательно относятся к многолетнему проживанию на своей территории обладателей свободных профессий, зарабатывающих средства на жизнь с помощью удаленной занятости. Такие гости могут даже получить ВМЖ.

Стать гражданином Индии существенно сложнее. К претендентам предъявляется большое количество требований. Кроме того, для эмигранта жизнь в Индии невероятно сложна. Причиной этого становится сразу большое число факторов.

Из видео, представленного ниже, Вы можете узнать как переехать в Индию на ПМЖ из России.

Перегруженность рынка труда

Это государство по численности населения находится на втором месте на планете. При этом большая часть населения относится к молодому возрасту. Трудоспособного возраста в 2020 году достигает более 140 миллионов местных жителей. Пытаться репатрианту пробиться на рынке труда по этой причине довольно сложно. Сегодня даже среди местного населения очень высока.

Это дополнительно усугубляется значительным процентом соискателей, и претендующих на высокооплачиваемые должности. На одно место в международной корпорации претендует более 500 соискателей с должным опытом образования и трудовой деятельности. В теневом секторе экономики в результате занято более 80 % работающих граждан государства. Безработица в Индии невероятно высока.