Недавно Национальное агентство по вопросам предупреждения коррупции (НАПК) и Министерство юстиции наконец-то пришли к соглашению по поводу того, каким должен быть порядок проведения контроля и полной проверки так называемых электронных деклараций чиновников.

НАПК своим решением от 10 февраля 2017 года № 56 утвердил Порядок проведения контроля и полной проверки декларации лица, уполномоченного на исполнение функций государства или местного самоуправления (далее - Порядок). 13 февраля 2017 года Министерство юстиции его зарегистрировало, а 17 февраля Порядок вступил в силу как нормативно-правовой акт.

Порядок определяет, каким образом должны проводиться предусмотренные статьями 48 и 50 Закона Украины "О предупреждении коррупции" контроль деклараций и их полная проверка.

Проведение контроля деклараций регламентировано разделом ІІ Порядка и сводится к формальным процедурам, которые осуществляются в автоматическом режиме средствами программного обеспечения Реестра.

В то же время полная проверка декларации, регламентированная разделом ІІІ Порядка, предусматривает необходимость осуществления должностными лицами НАПК более широкого перечня действий, необходимых для достижения целей проверки.

Напомним, что полная проверка электронной декларации состоит в выяснении достоверности задекларированных сведений, выяснении точности оценки задекларированных активов, проверке на наличие конфликта интересов, проверке на наличие признаков незаконного обогащения.

Прежде всего следует отметить, что в процесс проведения полной проверки Порядком вводится стадия принятия НАПК решения о проведении полной проверки или об отказе в ее проведении. Появление этой стадии интересно тем, что любое решение субъекта властных полномочий можно обжаловать в суд в порядке административного судопроизводства, и решение НАПК о проведении полной проверки декларации не является исключением. Предусматривается, что на практике таким правом часто будут пользоваться адвокаты чиновников, чьи декларации НАПК соберется проверять.

И хотя абзац 8 пункта 2 раздела ІІІ Порядка содержит положение о том, что обжалование решения о проведении проверки не приостанавливает проведения полной проверки декларации, однако положений статьи 117 Кодекса административного судопроизводства Украины относительно возможности принятия мер обеспечения административного иска, в частности путем приостановления действия решения субъекта властных полномочий, никто не отменял. А потому указанные положения пригодятся в случае необходимости заблокировать или отсрочить проверку декларации.

Это же в полной мере касается и стадии принятия НАПК решения о результатах полной проверки декларации.

Сам механизм проверки предусматривает анализ сведений об указанных в декларации объектах декларирования и сопоставление их со сведениями об этих объектах, содержащимися в соответствующих государственных реестрах и базах данных. Кроме того, НАПК имеет право обратиться с запросами о предоставлении информации или копий документов в государственные органы, органы местного самоуправления, к субъектам хозяйствования независимо от форм собственности, а также к самому декларанту для предоставления объяснений и/или копий подтверждающих документов.

Субъект декларирования, в свою очередь, не обязан предоставлять НАПК свои объяснения или документы, однако имеет право сделать это, если считает нужным (абзац 3 пункта 12 раздела ІІІ Порядка).

Заслуживает отдельного внимания также перечень тех объектов, в отношении которых может осуществляться проверка. Так, согласно пункту 5 раздела ІІІ Порядка НАПК при проведении полной проверки декларации проводит проверку всех сведений, отраженных в декларации.

Также абзацем 3 пункта 9 этого раздела предусмотрено, что во время проверки НАПК имеет право требовать и получать только документы (их копии) и информацию относительно сведений, которые отражены субъектом декларирования в соответствующих разделах декларации.

То есть проверку можно осуществить только в отношении того имущества, которое декларант отразил в своей декларации, требовать документы и информацию относительно другого имущества НАПК не уполномочено.

Например, если в средствах массовой информации распространяются сведения о якобы принадлежности определенному чиновнику-декларанту недвижимого имущества за границей через ряд офшорных структур, однако чиновник не отразил сведения об этом объекте в декларации, НАПК согласно требованиям Порядка не имеет права требовать и получать документы и информацию о таком объекте, а поэтому и не будет иметь возможности проверить эти сведения.

Одним из вопросов, вызывающих наибольший интерес в связи с полными проверками деклараций чиновников, является возможность привлечения к уголовной ответственности за незаконное обогащение.

Действительно, одной из целей полной проверки декларации является выявление признаков незаконного обогащения субъекта декларирования. Подавляющим большинством граждан понятие "незаконное обогащение" воспринимается на бытовом уровне: у чиновника есть много денег и ценного имущества, которое он точно не мог приобрести за свою небольшую зарплату. Поэтому такой чиновник должен нести уголовную ответственность за незаконное обогащение. Вроде бы все очевидно и достаточно просто.

На самом же деле все выглядит иначе. Прежде всего следует отметить, что и в теории уголовного права, и согласно нормам действующего Уголовного кодекса любое преступление, а точнее, его объективная сторона, предусматривает совершение лицом деяния (действия или бездействия). Причем деяние должно быть вполне четким и конкретным, это акт поведения лица, произошедший в определенное время в определенном месте при определенных обстоятельствах.

Не является исключением и такое уголовное правонарушение, как незаконное обогащение. Диспозиция статьи 368-2 УК Украины определяет незаконное обогащение как приобретение лицом, уполномоченным на исполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность активов в значительном размере, законность оснований приобретения которых не подтверждено доказательствами, а так же передача им таких активов любому другому лицу. То есть статья предусматривает ответственность за конкретные деяния - приобретение в собственность активов и передачу активов, а не за факт наличия у лица таких активов.

При таких обстоятельствах, для того чтобы установить состав преступления незаконного обогащения, недостаточно только установить наличие активов и отсутствие доказательств их законного приобретения. Прежде всего необходимо установить наличие самого деяния - приобретения в собственность или передачу активов, когда такое деяние имело место, где и при каких обстоятельствах оно произошло.

Установление наличия деяния, а также других признаков состава уголовного правонарушения незаконного обогащения относится к компетенции следственных органов. К полномочиям НАПК относится только выявление признаков незаконного обогащения, то есть таких фактов, которые потенциально могут указывать на наличие уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с пунктом 17 раздела ІІІ Порядка признаками незаконного обогащения являются:

1) установление факта отражения в декларации недостоверных сведений относительно активов на сумму, превышающую тысячу необлагаемых минимумов доходов граждан, если при проверке не установлены основания возникновения прав на такие активы, или такие основания содержат признаки правонарушения;

2) выявление факта передачи таких активов.

Возникает вопрос, как быть с теми активами, основания возникновения прав на которые не установлены (декларант не может объяснить, откуда взял миллион долларов наличности), однако все сведения о них отражены в декларации достоверно и правильно? Формально согласно пункту 17 Порядка наличие таких активов не может считаться признаком незаконного обогащения, поскольку сведения о них отражены в декларации достоверно.

Вообще понятие "основания возникновения прав на активы", которое употребляется в Порядке, достаточно формальное. Ни Закон Украины "О предупреждении коррупции", ни Порядок не обязывают декларанта доказывать честность и законность приобретения актива. Например, основанием приобретения судьей (прокурором, депутатом, министром и т. п.) права собственности на трехэтажный жилой дом площадью 850 кв. м является договор купли-продажи или дарения этого дома. Такой договор будет подписан сторонами и удостоверен нотариально, никаких признаков правонарушений не будет содержать, а следовательно, основания считать факт приобретения в собственность дома незаконным обогащением отсутствуют. Выяснять источники происхождения средств, уплаченных за дом, НАПК не имеет права.

Такая же ситуация и с денежными средствами. Копия расписки или договора займа на определенную сумму средств формально будет основанием возникновения права на эти средства.

Таким образом, анализируя действующее законодательство об электронных декларациях и порядок их проверки, можно утверждать, что на сегодняшний день оно является несовершенным и в полной мере не выполняет задач разоблачения коррупционеров и предупреждения коррупции.

Каждая поступившая налоговикам декларация подвергается камеральной проверке — одной из форм налогового контроля. Декларация 3-НДФЛ не исключение. Отраженные в ней сведения и приложенные документы подлежат проверке с учетом следующих условий по срокам:

  • контрольные процедуры могут продолжаться любое количество времени (например, 1 день или 3 недели), но не могут выходить за пределы 3 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ);
  • начальная дата проверки 3-НДФЛ совпадает с моментом ее получения инспектором.

Какими путями 3-НДФЛ может попасть в инспекцию, см. в материалах:

  • ;
  • .

Срок проверки налоговой декларации 3-НДФЛ внутри 3-месячного периода может зависеть от нескольких факторов:

  • объема отраженных в отчете данных;
  • количества подтверждающих документов;
  • наличия в представленных данных противоречий, несоответствий с имеющимися у инспектора данными и (или) ошибок;
  • загруженности налогового инспектора и т. д.

Кем устанавливается начальная дата проверки 3-НДФЛ и где зафиксирован день ее окончания

В отношении сроков проверки и даты ее завершения в п. 2 ст. 88 НК РФ определено следующее:

  • Для начала отсчета длительности проверочных процедур не нужны какие-либо разрешения и дополнительные согласования с начальством и иными инстанциями. Проверка считается начавшейся с даты поступления 3-НДФЛ в инспекцию.
  • О факте завершения проверки 3-НДФЛ можно узнать, не посещая налоговую инспекцию. На сайте ФНС (www.nalog.ru), в личном кабинете налогоплательщика — физического лица, во вкладке «Жизненные ситуации» предусмотрена возможность отражения информации о протекании камеральной проверки 3-НДФЛ и сроке ее окончания.

Как удаленно взаимодействовать с налоговиками при подаче 3-НДФЛ, см. в материале «Порядок заполнения декларации 3-НДФЛ в личном кабинете» .

Полномочия налоговой инспекции по продлению срока проверки 3-НДФЛ

Обозначенный в п. 2 ст. 88 НК РФ срок камеральной проверки 3-НДФЛ не может превышать 3 месяцев.

Однако в случае уточнения сведений, указанных в первоначально поданной 3-НДФЛ (отправки налогоплательщиком уточненной декларации), проверка первичного отчета моментально прекращается и начинаются новые контрольные процедуры уже в отношении вновь поступившего отчета.

Поскольку количество корректировок 3-НДФЛ законом не регламентировано, общий срок проверки 3-НДФЛ (при подаче нескольких уточненок) может значительно превысить 3-месячный.

Иные основания для продления периода проверки 3-НДФЛ в НК РФ отсутствуют.

Подробности о причинах и схемах уточнения первоначальных сведений в 3-НДФЛ см. в материале «Каков код корректировки для налоговой декларации 3-НДФЛ?» .

Итоги

Срок проверки 3-НДФЛ может быть различным (от 1 дня до нескольких недель), но не может превышать 3 месяцев.

Если налогоплательщик обнаружил в указанных в 3-НДФЛ сведениях неточности или ошибки, он может откорректировать их с помощью уточненной декларации. В этом случае проверка первоначальной декларации прекращается, а уточненный отчет подвергается контрольным процедурам с самого начала в полном объеме.

Налоговики проверяют декларации в течение трех месяцев с того дня, когда вы сдали их в инспек­цию.

Обратите внимание: если инспекция нарушила срок проведения камеральной проверки, это еще не значит, что фирму не привлекут к ответственности за нарушения, выявленные в ее ходе. Ведь наруше­ние трехмесячного срока не является безусловным поводом для отмены решения, принятого по резуль­татам камеральной проверки. Об этом говорит сло­жившаяся арбитражная практика.



Пример

Организация, не согласившаяся с решением, вынесенным налоговой инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки, оспорила его в суде.

Однако арбитражный суд, ссылаясь на п. 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. № 71, указал, что порядок фиксирования срока окончания камеральной провер­ки Налоговым кодексом не предусмотрен, этот срок не является пресекательным и последствий его пропуска не предусмотрено. По мнению арбитров, истечение срока проведения камераль­ной проверки не препятствует выявлению фактов неуплаты на­лога и принятию мер по его принудительному взысканию.

Суд сделал вывод, что нельзя признать недействительным решение налогового органа только на том основании, что проверка про­ведена с нарушением срока, установленного Налоговым кодек­сом. Организации было отказано в признании решения налоговой инспекции незаконным (постановление ФАС Московского округа от 14 мая 2010 г. № КА-А40/4445-10 по делу № А40-126773/ 09-118-1048).



Обратите внимание: если камеральная проверка вашей декларации еще не закончена, а вы представ­ляете , то первичной декларации заканчивается и начинается новая проверка (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). При этом трехмесячный срок отсчитывается заново (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Как проходит камеральная проверка

Чтобы проверить представленные в инспекцию декларации, то есть провести камеральную провер­ку, налоговикам не нужно какого-либо специально­го решения. На проверку отводится три месяца со дня представления отчетности. В течение этого вре­мени налоговики проверяют:

  • полноту представленной отчетности;
  • своевременность ее представления;
  • правильность оформления отчетности;
  • правильность расчета налоговой базы;
  • обоснованность применяемых налогоплатель­щиком ставок налогов и льгот;
  • правильность арифметического подсчета ито­говых сумм налогов.

Проверяя отчетность, налоговики .

Но из этого правила есть исключения. Напри­мер, если вы просите возместить налог на добавлен­ную стоимость, инспекторы могут потребовать от вас дополнительные документы, подтверждающие право на налоговые вычеты (п. 8 ст. 88 НК РФ).

Также контролеры вправе запросить документы, которые подтверждают правильность применения вычетов по , и в том случае, если речи о возме­щении налога не идет.

Фирмы, пользующиеся налоговыми льготами, должны представить бумаги, подтверждающие право на эти льготы.


Обратите внимание

В ходе камеральной провер­ки по НДС контролеры обязаны выносить решения: об отказе в возмещении налога, о полном возмеще­нии налога и о частичном возмещении. То есть, если по одной части возмещаемого налога есть наруше­ния, а другая часть не вызывает споров, контроле­ры должны вынести два решения: одно – о частич­ном возмещении налога, которое не оспаривается, другое – об отказе в возмещении оставшейся сум­мы. Эта норма действует по тем решениям, которые вынесены после 1 января 2009 года.


Если налоговики обнаружили несоответствия в представленных документах, они могут вызвать вас для дачи пояснений ().

Для этого инспектор должен направить фирме письменное уведомление о вызове налогоплательщика (пример заявления можно найти в бераторе ).

Результаты проверки

Если в результате камеральной проверки нарушения и противоречия не выявлены, никаких документов при ее завершении инспекторы не составляют. Если выявлены – налоговая инспекция должна сообщить вам об этом.

С 1 января 2014 года инспекторы могут также потребовать от вас представить в течение пяти дней необходимые пояснения, которые обосновывают:

  • изменение соответствующих показателей, - при проведении камеральной проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), где вы уменьшили сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленным налоговым отчетом;
  • размер полученного убытка, - при проведении камеральной проверки налоговой декларации (расчета), где заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

В свою очередь, вы вправе дополнительно направить в налоговую службу выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, а также иные документы, которые подтверждают достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет). Основания – пункты 3 и 4 статьи 88 НК РФ в редакции Федерального закона от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ.

Если в результате инспекторы все-таки обнаружат факт совершения налогового правонарушения («или иного нарушения законодательства о налогах и сборах»), они обязаны составить акт камеральной проверки.

Налоговый учет и отчетность

В бераторе «Налоговый учет и отчетность» собрана воедино и правильно систематизирова полная и подробная информация о том, как организовать и вести налоговый учет.

Начнем с того, что все отчеты по налогам на прибыль должны быть сданы до 30 апреля текущего года, по поводу НДС - раз в квартал, не позднее 25-го числа следующего месяца:

  • не позже 25 апреля;
  • 25 июля;
  • 25 октября;
  • 25 января.

Когда декларация подана в срок и с соблюдением протокола, начинается проверка, длящаяся обычно до трех месяцев (как правильно ?).

В ходе ревизии надзорными органами ФНС проводится мониторинг соблюдения закона о налогах и сборах со стороны налогоплательщиков, плательщиков сборов либо налоговых агентов. Налоговый кодекс России предписывает два вида проверок: камеральная, выездная и встречная.

Для уточнения личности, налогоплательщик должен потребовать у инспектора служебное удостоверение и решение руководства ФНС о проверке налоговой отчетности.

О сроках подачи декларации можно узнать , а о наказании за не поданный в срок документ и штрафах, читайте в .

Вопрос о том, как налоговая проверяет , будет рассмотрен далее в статье.

Виды проверок налоговых деклараций

Камеральная

Как уже было сказано выше, основным видом проверки декларации является камеральная.

Что такое камеральная проверка? Данный вид проверки проводят по указанному в сданной декларации периоду и виду налога.

Порядок проверки представленных данных подразумевает совершение следующих действий:

Камеральная налоговая проверка

Аудиторская

Еще один вид надзора - аудиторская проверка. Она включает в себя сбор и анализ, сопоставление полученных сведений о финансовом состоянии проверяемой компании.

По итогам аудиторской проверки уполномоченный исполнитель выдает заключение о деятельности компании. Данный вердикт содержит информационные сведения о правильном или ошибочном ведении отчетности в компании, а также достоверности предоставленных сведений о финансовой деятельности.

Внимание! Такой вид контроля компании как правило приветствуют, зачастую сами выбирая подходящую надежную аудиторскую фирму, с помощью грамотно составленного соглашения с аудиторами пользу ощущают как управленцы фирмы, так и финансовые работники.

Но как узнать о проверке декларации?
Чаще всего обычного налогоплательщика интересует состояние декларации . Легче всего узнать проверили ее или нет обладателям личного кабинета можно на сайте https://lkfl.nalog.ru/lk/ ФНС.

Однако увидеть статус проверки,на какой ступени находится декларация 3-НДФЛ по ИНН не получится без пароля , который можно получить, один раз посетив любую налоговую инспекцию и предъявив документ, удостоверяющий личность. Зайти в личный кабинет можно также, если вы зарегистрированы на портале Госуслуг.

Порядок и методы проведения аудиторских проверок

Что является недопустимым в отчетности?

Согласно установленному регламенту статьи 81 НК РФ в декларации недопустимы недостоверные сведения и ошибки. Наличие таковых может вызвать вопросы у налоговых надзорных органов.

Статья подразумевает под недостоверными сведениями «неверно указанные суммы доходов, расходов, результатов финансово-хозяйственной деятельности, налогов к уплате».

Ошибками же считают «неверно указанный или дату, арифметические ошибки, нарушение порядка заполнения декларации, неправильно указанные коды (ИНН, КПП, КБК, ОКТМО и прочее)».

О том, как заполнять декларацию 3-НДФЛ, мы рассказывали .

Предоставление пояснений о расхождениях в документе

Полученная от налогоплательщика декларация может вызвать у инспекторов ФНС вопросы , требующие пояснений, значит что-то в вашем отчете по налогам налоговикам не понравилось. Обычно выявление недостатков представителями ИФНС проходит в автоматическом режиме для всех по­лу­чен­ных де­кла­ра­ций и бух­гал­тер­ской от­чет­но­сти. Предоставление пояснений о расхождениях в документах осуществляется плательщиком в определенный срок.

Поэтому ошибки в отчетности правомочно вызовут необходимость дать ИФНС разъяснения по пунктам претензий (регламент: п. 3 ст. 88 НК РФ). Ошибка — это, как правило, про­ти­во­ре­чие между све­де­ни­я­ми в пред­став­лен­ных до­ку­мен­тах, рас­хож­де­ния между сдан­ны­ми све­де­ни­я­ми и све­де­ни­я­ми, ко­то­рые есть у на­ло­го­во­го ор­га­на.

Если в ходе камеральной проверки декларации, в которой были заявлены убытки, инспектор требует дать пояснения, то вам придется их дать. В может быть указана уменьшенная сумма налога для уплаты в бюджет, нежели в первоначальном отчете.

Как произвести расчёт суммы выплат и заполнить декларацию читайте .

Тогда, согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, налоговики будут требовать обосновывающие изменение чисел пояснение.

Согласно проведенной проверке и найденным правовым нарушениям ведения финансовой отчетности либо махинаций с налогами, «инспекция по налогам может применить к организации и ее должностным лицам налоговую или административную ответственность». Если выявленные нарушения в декларации оказались слишком серьезными, инспекция в праве передать все материалы в МВД, вплоть до уголовного преследования.

Штрафы и санкции зависят от обстоятельств, которые могут как смягчить вину ,так и утяжелить ответственность плательщика, нарушившего НК РФ.

«По результатам проверки (как выездной, так и камеральной) руководитель инспекции (его заместитель) может привлечь организацию к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ)».

Налоги – дело серьезное, подход к налогообложению и отчетности по ним строго регламентированы государством. Посему требуется неукоснительно и четко исполнять все этапы как уплаты налогов, так и отчетных операций. Тогда любой аудитор или налоговый инспектор будет вам не враг, а соратник.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Президент Дмитрий Медведев определился, кто должен проверять декларации о доходах чиновников - отделы кадров.Для этого силами уже имеющихся кадровиков создаются специальные отделы. Сами проверки будут выборочными - по запросам налоговой, правоохранительных органов, партий и общественных организаций. СМИ в этот список не вошли. Результаты проверки могут стать основанием для увольнения или отказа в приеме на работу. Эксперты предполагают, что данная мера по борьбе с коррупцией затронет лишь чиновников малого и среднего звена.

Дмитрий Медведев подписал два указа, регулирующие порядок проверки полноты и достоверности сведений о доходах и имуществе, предоставляемых федеральными государственными служащими, руководителями госкорпораций и членами их семей (опубликованы сегодня на сайте kremlin. ru ).

Проверять декларации чиновников будут по месту их работы - в отделах кадров будут созданы специальные подразделения, которые помимо «проверки предоставляемых сведений» будут участвовать «в иных мероприятиях по противодействию коррупции». Несмотря на новые обязанности и полномочия, увеличениештата кадровых служб указами не предусматривается.

Проверки будет производиться лишь выборочно - на основании письменных запросов от налоговой службы, правоохранительных органов, руководящих органов политических партий и всероссийских общественных организаций, Общественной палаты РФ. При этом информация анонимного характера основанием для проверки не является (тексты указов см. в доп.материалах - и ).

Кадровые службы могут проводить проверку самостоятельно или направлять запросы в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение оперативно-розыскных мероприятий. "По результатам проверки кадровая служба информирует руководителя органа власти", - пояснил глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин.

Если в ходе проверки были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков совершенных преступлений или административного правонарушения, "то такая информация передается в органы власти в соответствии с их компетенцией", поясняет Нарышкин. На основании этой информации руководитель госоргана может принимать решение об отстранении сотрудника с должности и увольнении сотрудника со службы. Если лицо претендует на занятие и замещение соответствующей должности на государственной службе, то руководитель принимает решение о том, что такое лицо не может быть принято на работу.

«Чиновники - тоже люди»

Еще в мае в рамках своей антикоррупционной программы президент Дмитрий Медведев подписал ряд указов, согласно которым определенные категории чиновников должны отчитываться в своих доходах и имуществе. Наиболее влиятельных чиновников федеральной власти обязали делать это публично и декларировать не только свои доходы и имущество, но и членов их семей. Ранее новый подход Дмитрий Медведев продемонстрировал на собственном примере, обнародовав информацию о своих доходах и имуществе, а также оформив д екларацию о доходах на супругу и сына.

За президентом последовали и другие высшие чиновники государства. Однако после того как в прессе были опубликованы данные ряда госруководителей, чьи доходы явно не соответствовали указанным в декларациях суммам, стало очевидно, что подаваемые чиновниками сведения неплохо было бы и перепроверить. Хотя бы выборочно.

Уже в июне президент сообщил, что готовится указ о проверке данных, предоставляемых госслужащими в налоговые органы о своих доходах и имуществе.Как подчеркнул Медведев, « по этим декларациям должны проводиться проверки, хотя бы выборочно».« Это должно делаться строго в правовых рамках, без ущерба для прав людей. Чиновники - тоже люди», - сказал Медведев (цитата по РИА Новости). Вместе с тем, отметил он,« это должно делаться эффективно и показательно».

«Профилактическая» мера

Практически сразу же, как зашел вопрос о необходимости публиковать декларации, стало очевидно, что уполномоченныхзаниматься их проверкой органов нет, и вопрос о механизме проверки какое-то время оставался открытым. В целом, в проверке сведений заинтересованы сразу несколько служб – налоговая, прокуратура, административные департаменты министерств и ведомств. Дело осложняется еще спецификой документооборота в различных ведомствах – в зависимости от ведомства данные о доходах и имуществе поступают в администрацию президента, аппарат правительства или кадровые службысоответствующих министерств и ведомств.

Ранее при обсуждении пакета антикоррупционных мер долгое время велись споры о том, нужно ли создавать единый госорган для борьбы с коррупцией, рассматривался также вопрос о создании антикоррупционных служб во всех органах исполнительной власти, которые занимались бы урегулированием конфликтов интересов и в том числе проверкой деклараций. В итоге было решено отказаться от идеи создания отдельного федерального органа по борьбе с коррупцией.

В рамках борьбы с коррупцией данный механизм работать будет, отмечают эксперты, однако отдача от нее будет «не совсем адекватна ожиданиям».По словам главы Национального Антикоррупционного Комитета (НАК) Кирилла Кабанова, ситуация с контролем достоверности деклараций кадровыми службами схожа с «эффективностью системы собственной безопасности". Случаи выявления нарушений у крупных чиновников единичныи не системны. "Здесь существует та же система коррупционных рисков. Кадровые службы будут заслоном скорее для чиновников малого и среднего уровня», - заявил Кабанов RB .ru .

Самой большой проблемой,по мнению эксперта, остается инфантильность и в какой-то мере цинизм населения, которое по большому счету, считает невозможным изменить ситуацию с коррупционностью госслужащих. Также сильно вредит борьбе с коррупцией практически отсутствие у российских чиновников рисков связанных с сохранением собственной репутации.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter